из других имеющихся и придерживается этого выбора достаточно долго, чтобы выбранная цель
осуществилась.
Духовное «я» (Spiritual self). Активный элемент всего сознания, внутренняя и субъективная
сущность индивида. Это также то место, откуда исходят волевые решения, где находится источник
внимания и усилия.
Знание знакомства (Knowlege of acquaintance) (непосредственное знание). Такое знание
сенсорно, интуитивно и поэтично. Это то, что Джеймс называл знанием, полученным путем прямого
опыта.
Знание о (Knowlege about) (опосредованное знание). Согласно Джеймсу, это более высокий
уровень знания, это знание, полученное путем абстрактного размышления. Оно сфокусировано,
интеллектуально и рационально. Оно может абстрагироваться. Это знание неэмоционально и
объективно.
Пассивный волевой акт (воление) (Passive volition). Готовность позволить событиям
происходить так, как они происходят. Вышеназванный термин относится к состоянию сознания, которое
люди учатся использовать для успешной биологической обратной связи; это внимание без усилия.
Поток сознания (Stream of consciousness). В литературе это манера письма, при котором
делаются попытки скопировать и записать беспорядок (смятение) и поток мыслей, такая манера письма
еще называется потоком мысли. В сознании поток непрерывен. В осознании происходящего и в
чувствах могут быть интервалы, но при этом нас не сопровождает ощущение какого-то перерыва.
Прагматизм (Pragmatism). Джеймсом была создана самостоятельная школа мысли, чтобы
прояснить или устранить бесполезные соображения по поводу проблем чьей-то жизни или концепций.
Если нет практической разницы в том, истинна или ложна какая-то идея, то дальнейшее обсуждение
этой идеи бессмысленно. Исходя из этого, истинные идеи это те, которые могут быть проверены,
подтверждены, обоснованы и которые можно использовать.
Реальное (материальное) «я» (Material self). Это пласт личности, включающий те элементы, с
которыми мы себя идентифицируем как личность, это не только наше тело, но также и наше
имущество, дом, друзья и семья. Любой человек или предмет, с которыми индивид отождествляет себя,
могут рассматриваться как часть его (или ее) реальной (материальной) личности.
Слепота (Blindness). Это наша самонадеянность, уверенность в том, что мы можем решать за
других, что для них хорошо, каковы их потребности или чему их следует учить. Это симптом более
глубокой слепоты, касающейся внутренней реальности, которая препятствует нам осознавать
завершенность и интенсивность настоящего. Такими симптомами могут быть ошибки избыточности,
неспособность выражать свои чувства и стремление обзавестись привычками, ограничивающими
сознание.
Социальное «я» (Social self). Это набор личных привычек, которые создают опору для наших
взаимоотношений с другими людьми. Это изменяющаяся, мягкая и податливая, поверхностная сторона
личности.
Чувство рациональности (Sentiment of rationality). Эмоциональное состояние, когда хочется
чувствовать, что мы разумны. Желание найти факты, которые помогли бы нам чувствовать себя более
комфортно или разрешили бы наше эмоциональное смятение. Это чувство участвует в процессе
принятия решения, так же как при рациональном мышлении участвует упражнение.
Аннотированная библиография
Allen, G. W. (1970). William James: A biography. New York: Viking.
Книга Дж. У. Аллена «Уильям Джеймс: Биография» до сих пор остается лучшей библиографией
Джеймса. Автор также опубликовал биографии Уолта Уитмена и Ральфа Уолдо Эмерсона.
Donnelly, M. (Ed.) (1992). Reinterpretating the legacy of William James. Washington, DC: American
Psychological Association.
В сборнике «Пересматривая наследие Уильяма Джеймса» под редакцией М. Донелли двадцать
три ученых оценивают влияние Джеймса на представляемые ими дисциплины, тем самым
|