При том, что остальные экспериментаторы, работавшие с животными, довольствовались лишь
статистическими результатами, позволяющими говорить о вероятности появления того или иного вида
поведения, открытие Павлова, вышедшего за пределы предсказания и приступившего к контролю,
привело Скиннера в восторг. Работы Павлова подтолкнули Скиннера к тщательно контролируемым и
фиксируемым лабораторным экспериментам над животными. Путем ограничения условий внешней для
животного среды Скиннер выяснил, что может достигать для разных особей практически абсолютно
идентичных результатов. Следовательно, индивидуальные различия могут быть успешно устранены, а в
результате открыт закон поведения, действующий для всех представителей данного вида. Скиннер
утверждал, что если пользоваться такими методами, то результаты психологических исследований могут
в конечном счете перейти из разряда вероятностных величин в разряд точных.
Философия науки
Значительное влияние на Скиннера оказали идеи таких сторонников философии науки, как Перси
Бриджмен (Percy Bridgman), Эрнст Max (Ernst Mach) и Жюль Анри Пуанкаре (Jules Henri Poincare). Эти
ученые создали новую модель объясняющего мышления, которая не зависела от метафизического
основания. По Скиннеру, бихевиоризм «не наука о человеческом поведении, но философия этой науки»
(1974, р. 3). Бихевиоризм позволяет формулировать вопросы настолько ясно, что на них могут быть
даны однозначные ответы. Лишь оставив метафизику в стороне, избавившись от домыслов о
«жизненных флюидах» и других не подлежащих измерению и непредсказуемых понятиях, биология
может стать экспериментальной наукой.
«Я не перестану повторять, что если то, о чем вы говорите, вы можете выразить цифрами,
значит, у вас действительно есть знание об этом; но если же вы не можете представить это в цифрах, то
ваше знание скудно и совершенно неудовлетворительно... и вы едва ли, даже в мыслях, приблизились к
настоящему научному знанию» (Уильям Томпсон, лорд Кельвин, 18241907).
Позиция Скиннера была по своей сути не голым теоретизированием (1950, 1956; Sagal, 1981). Он
отталкивался только от наблюдений. Тем не менее влияние, которое оказывали его работы на
психологию, в частности, и общество в целом, усиливалось от экстраполяций получаемых результатов
на различные теории, выходящие далеко за границы исследований животных.
Основные понятия
Пристальное наблюдение за детьми и взрослыми не служило фундаментом для теорий Скиннера.
Его утверждения строились на лабораторном изучении животных. Так что постулаты Скиннера
значительно отличаются от постулатов других ученых, рассматриваемых в этой книге.
«Я уверен, что научный анализ поведения должен принимать как данное тот факт, что поведение
находится в несоизмеримо большей степени под влиянием внешних факторов и генетической
структуры, нежели под влиянием самого человека, его внутренних состояний» (Skinner, 1974, р. 189).
Научный анализ поведения
Поведение, неважно насколько сложное, может быть исследовано точно так же, как и другие
достойные внимания феномены.
«Наука должна иметь дело с фактами и исследовать их, а не слушать, кто и что о них говорит..
Это поиск порядка, единообразия, закономерностей между природными явлениями. Все мы начинаем с
наблюдения отдельных эпизодов, с этого же начинается и наука, но результаты ее наблюдений
позволяют сформулировать правило, а затем научный закон» (Skinner, 1953, р. 12-13).
Целью анализа является изучение поведения во всех его проявлениях. Для Скиннера это
включало все то, что предшествовало поведению, все то, что было реакцией на него, все следствия и
результаты реакции. Поведением Скиннер считает все то, что совершает организм, при условии, что эти
действия являются видимыми (Skinner, 1938, р. 6). Исчерпывающий анализ поведения должен также
|