Конфеты использовались для обеспечения определенного поведения ребенка в воде. «Если за
определенным поведением следуют определенные последствия, то очень высока вероятность того, что
это поведение проявится вновь, а вытекающие из него одни и те же последствия вполне можно назвать
подкреплениями» (Скиннер, 1971, р. 25).
Широкие исследования факторов, влияющих на оперантное поведение,
привели к следующим
выводам:
1. Обусловливание может иметь и имеет место, когда мы о нем и не подозреваем. Бесчисленные
опыты доказали: то, что мы осознаем, в большой степени зависит от наших предыдущих ощущений,
которые на самом деле тоже являются отчасти обусловленными. Например, наше восприятие
оптической иллюзии, продемонстрированной Эмсом (Ames, 1951), считается функцией зрительной
физиологии (см. рис. 11.1). Однако когда «прямоугольник» показывали людям, принадлежащим к тем
культурам, в которых стены жилищ и окна обычно не прямоугольны, такие люди эту иллюзию не
замечали. Восприятие частично обусловлено культурой. Результаты исследований показали, что
обусловливание может происходить у людей «в состоянии сна, в состоянии пробуждения, то есть в то
время, когда субъект не осознает, что реагирует на появившийся раздражитель» (Berelson & Steiner, 1964,
p. 138).
Рис. 11.1 «Иллюзия Эймса». Это не прямоугольник, рассматриваемый под углом, а трапеция, на
которую мы смотрим «в лоб». Наше восприятие прямоугольника обусловленная, а не естественная
реакция.
2. Обусловливание реально осуществляется, даже когда мы знаем о нем. Осознание того факта, что
наше поведение может быть обусловлено даже тогда, когда мы знаем, что этот процесс идет и мы ему
противимся, приводит в замешательство. Один экспериментатор заставлял своих подопечных
поднимать палец при определенном звуке, совмещенном с болевым шоком (через палец пропускался
электрический разряд). Участники эксперимента продолжали поднимать пальцы, даже после того, как
им сказали, что электрического разряда больше не будет. Они по-прежнему поднимали пальцы даже
когда экспериментатор специально просил их этого не делать. Лишь после снятия электродов
испытуемые потихоньку начали контролировать свое, еще недавно полностью обусловленное,
поведение (Lindley & Moyer, 1961).
3. Обусловливание более эффективно, когда человек о нем знает и подстраивается под него,
начинает сотрудничать (Goldfried & Merbaum, 1973). Эффективное обусловливание это
сотрудничество. Нестабильность неизбежна в тех случаях, когда обусловливание происходит без
«сотрудничества» со стороны индивида. Следующий пример показывает, что происходит, когда
желаемое взаимодействие не достигнуто:
«Полудюжине старых прожженных пьянчужек из Мидвестернского госпиталя ветеранов
несколько лет назад прописали лекарство от алкоголизма. (Это был препарат, вызывающий рвоту
всякий раз, стоило пациенту, его принимающему проглотить спиртное.) Через некоторое время
поведение больных стало обусловленным настолько, что употребление алкоголя вызывало рвоту даже
без принятия лекарства. Поведение людей было предопределено до такой степени, что любая мысль о
спиртном заставляла их трястись.
И вот в один прекрасный день кто-то из старичков стал рассуждать о своей новой жизни, и все
|