действия, так как, по их мнению, это единственное, что может быть достоверно зафиксировано.
Взаимоотношения и психология женщины
Научные интересы Скиннера лежат в области исследования тех явлений, которые формируют и
контролируют поведение индивида извне. По Скиннеру, социальное поведение не является чем-то
особенным и не отличается от любого другого вида поведения. Социальное поведение это всего-
навсего взаимодействие между двумя или большим количеством людей.
Взаимоотношения
Скиннер уделял много внимания вербальному поведению (1975) и важности вербального
общения в формировании поведения, особенно на ранней стадии развития у детей речи и других
аспектов общения. По Скиннеру, вербальное поведение включает в себя речь, чтение, письмо любое
действие, где используются слова. Вербальное сообщество определяется как сообщество, члены
которого реагируют на вербальное поведение других представителей этого же сообщества. К примеру,
ребенок слушает своих родителей, других детей, учителей. Ребенок реагирует на их слова, фиксирует или
изменяет то или иное свое поведение. Эти соображения, продиктованные, казалось бы, простым
здравым смыслом, остаются достаточно тривиальными, даже если их выразить в терминах
бихевиоризма; но Скиннер идет дальше, заявляя, что не существует никаких других значимых
переменных, определяющих человеческое поведение, кроме человеческой истории, генетической
структуры и непосредственного окружения.
Подкрепления, которые воздействуют на нас в различных социальных условиях, частично
зависят от нашего собственного поведения, а частично от того, как на него реагируют окружающие.
Мы произносим что-нибудь в разговоре и получаем обратную связь. Эта ответная реакция, которую мы
чувствуем, зависит не только от того, что именно мы сказали, но и от того, как это воспринял наш
собеседник. Предположим, что вы пошутили, а собеседник воспринял все серьезно и обиделся на вас
или просто расстроился. Тогда вы модифицируете свое поведение и добавляете: «Я просто пошутил».
Таким образом, мы видоизменяем свое поведение в общении с другими людьми под воздействием их
реакции и в зависимости от нашего собственного восприятия ситуации. Это и есть вербальное
сообщество в действии.
Хотя Скиннер как психолог не рассматривал вопросы, связанные с социальными
взаимоотношениями, героев его повести «Второй Уолден» эти вопросы затрагивают вплотную.
Фрейзер, разработчик структуры утопического общества, подробно описывает место традиционной
семьи.
«Существенная часть нашей истории это история непрерывного ослабления семьи... Общество
просто обязано решить проблему семьи, пересмотрев некоторые устоявшиеся обычаи. Это совершенно
неизбежно. Семья древняя разновидность общества, но обычаям и привычкам, сложившимся для ее
сохранения, нет места в обществе, построенном отнюдь не на кровном родстве. Второй Уолден
изменяет место семьи не только как экономической единицы, но, в определенном смысле, как
социальной и психологической ячейки. Какое положение она займет вопрос будущего» (1948, р. 138).
Для размышления. Модификация поведения постороннего человека
Большое количество экспериментов показало, что вербальное поведение можно контролировать
выборочно, вознаграждая человека одобрительными словами или фразами (Berelson & Steiner, 1964). Вы
сами можете проконтролировать вербальное поведение собеседника, кивая ему головой, или произнося
«о да!», или одобрительно хмыкая.
Попробуйте выполнить такое упражнение на практике. В разговоре выражайте свое одобрение
кивками каждый раз, когда ваш собеседник ведет себя определенным образом (например, использует
длинные, сложные фразы, ругается или другим способом выказывает бурные эмоции). Заметьте, не
усиливаются ли проявления данного вербального поведения пропорционально частоте вашей
одобрительной реакции.
|