Компьютер: Можешь не верить, но ты только что написала стихотворение. Вот оно:
Пластик и металл, серый и рычащий.
Чувствую металлические струны кончиками пальцев.
Шум из ниоткуда врывается в пустое пространство.
Может, ты хочешь улучшить стихотворение?
Студентка: Конечно, хочу.
Компьютер: Хорошо. Печатай изменения в следующих трех строчках.
Студентка:
Серый и рычащий, блок льнет к моим пальцам.
Металлические струны, окутанные серым.
Шум из ниоткуда поет в пустом пространстве.
Компьютер: Отлично! Теперь, Гейл, не хочешь ли совершить воображаемую прогулку по лесу?
Студентка: Очень хочу.
Компьютер: Хорошо. Представь: осень, и ты идешь по лесу. Какие цвета ты видишь?
Студентка: Желтый, коричневый, оттенки красного и розового, синее небо.
Компьютер: О чем напоминает тебе эта цветовая гамма?
Студентка: Красочное пятно, нарисованное колесницей солнца.
Компьютер: Прогулки по лесу наводят на всякие отвлеченные мысли о смерти, переменах,
красоте, повторяемости истории. А ты о чем думаешь? Напечатай свои мысли.
Студентка: Возрождение, тишина, восхищение, покой.
Компьютер: Что ты чувствуешь, когда думаешь о покое, тишине, возрождении, восхищении?
Студентка: Чувствую благоговение перед совершенной красотой неизведанного.
Компьютер: Гейл, как насчет того, чтобы написать коротенькое стихотворение?
Студентка: Да, я с удовольствием напишу.
Компьютер: Хорошо, предлагаю напечатать три строчки, используя цвета желтый, коричневый,
оттенки розового и красного, синее небо, а также используя абстрактные идеи о возрождении, покое,
тишине, восхищении. И хорошо бы еще выразить твои чувства, вызванные этими идеями.
Студентка:
Желтая пшеница умирает, возрождаясь в хлебе.
Коричневая земля живет в тишине.
Покой разрушен. Падающие красные листья водят хоровод.
Компьютер: Великолепно, Гейл» (from Nold, 1974).
Скиннер не предвосхитил очередной шаг в развитии программируемого обучения, основанного
на компьютерных технологиях, подачу материала в игровой форме. Например, сегодня существует
игра, которая учит печатать на машинке: студент печатает слова, они превращаются в ракеты и
поражают вражеские космические корабли. По мере того как навыки совершенствуются, студенту
требуется печатать все более и более длинные слова во все более короткие промежутки времени
только в этом случае ракеты поражают цель. Новое поколение обучающих программ не только сводит
наказания к минимуму, но и действует лишь как позитивное подкрепление. На основе опытов Скиннера
над крысами и голубями возникла многомиллиардная отрасль промышленности. Данные опыты
спонсировались Министерством обороны США в период Второй мировой войны. В то время Скиннер
экспериментировал над голубями с целью создания «умных» бомб. Ирония судьбы заключается в том,
что открытое Скиннером «программируемое обучение» привело к появлению компьютерных игр
симуляторов войн, стрельбы и т. д.
«Он стремился найти экономичный, элегантный и полезный путь в научной психологии.
Большинство его попыток были шагами в правильном направлении» (Gilbert & Gilbert, 1991).
Теория из первоисточника. Отрывок из статьи «Гуманизм и бихевиоризм»
Кажется, есть два способа познания другого человека или получения представления о нем. Один
способ ассоциируется с экзистенциализмом, феноменологией и структурализмом. Это когда мы узнаем,
|