влечений как потребности и психические аспекты влечений как желания. Эти потребности и желания
побуждают людей совершать поступки.
«Нельзя ставить вопрос об ограничении тех или иных основных влечений пределами одной
области психики, их присутствие неизбежно повсюду» (Freud, 1940).
Все влечения имеют четыре составных элемента: источник (source), цель (aim), стимул (impetus) и
объект (object). Источником, то есть местом, где происходит возникновение потребности, может быть
какая-то часть или тело человека в целом. Цель должна ослаблять потребность до такой степени, что
отпадает необходимость в действии; это дает организму удовлетворение его актуальных желаний.
Стимул это количество энергии, сила или давление, которое используется для удовлетворения
влечения. Объект влечения это любая вещь или действие, позволяющее удовлетворить исходное
желание.
Рассмотрим случай, в котором эти составные элементы проявляются на примере человека,
томимого жаждой. Тело человека постепенно обезвоживается до тех пор, пока ему не потребуется снова
какое-то количество жидкости; источник это растущая потребность в жидкости. Когда потребность
становится сильнее, возникает ощущение жажды. Когда же эта жажда не удовлетворяется, она
становится более явной. И наконец, сила жажды возрастает настолько, что делает стимул или энергию
способной действовать таким образом, чтобы уменьшить силу жажды. Цель должна ослабить состояние
напряжения. Решение проблемы заключается не просто в какой-то жидкости молоке, воде или пиве,
но во всех действиях, которые приводят к ослаблению напряжения. Эти возможные действия
включают в себя следующие поступки: встать, пойти на кухню, выбрать среди разных напитков один,
приготовить и выпить его. Решающим моментом для запоминания является то, что влечение может
быть полностью или частично удовлетворяемо множеством способов, невзирая на то, инстинктивны
или нет исходные ответные действия по поводу поиска путей решения проблемы.
Способность удовлетворять потребности у животных часто ограничена моделью стереотипного
поведения. Влечения человека только инициируют потребность в действии; они не предопределяют
деталей действия или того, как оно завершится. Множество решений, доступных для индивида, это
совокупность его или ее исходного биологического побуждения, психического «желания» (которое
может быть, а может и не быть сознательным) и сонма предшествующих мыслей, привычек и
наличествующих взглядов.
Фрейд предположил, что нормальная, здравомыслящая модель поведения заключается в
стремлении уменьшить состояние напряжения до приемлемого уровня. Человек, у которого имеется в
наличии некая потребность, будет продолжать заниматься поисками путей, которые смогут ослабить
первоначальное состояние напряжения. Завершенный цикл поведения от релаксации к напряжению,
действию и обратно к релаксации назван моделью напряженияослабления (tensionreduction).
Напряжение снимается при помощи возвращения физического тела к состоянию равновесия, которое
существовало до того, как возникла потребность.
Множество кажущихся полезными мыслей и моделей поведения в действительности не
ослабляют напряжения; напротив, они могут вызывать и поддерживать состояние напряжения, стресса
или тревоги. По Фрейду, такие мысли и модели поведения указывают на то, что открытое проявление
влечения искажено или блокировано.
Основные влечения
Фрейд раскрыл два вида основных влечений. Его ранняя модель описывала две
противоположные силы: сексуальную (в более широком смысле эротическую или доставляющую
физическое удовольствие) и агрессивную, или деструктивную. Позднее он описал эти силы более
масштабно: одну в качестве силы, поддерживающей жизнь, другую в качестве силы, потворствующей
смерти (и разрушению). Обе формулировки подразумевают биологическую, поведенческую и
неразрешенную пару противоречий. Проявление этого основного антагонизма необязательно для
душевной жизни человека, поскольку большинство наших мыслей и поступков вызваны действием этих
инстинктивных сил, но не каждой в отдельности, а в их единой комбинации.
Фрейд был поражен разнообразием и сложностью, присущими поведению человека, которое
|