Три вышеупомянутых нервных системы развились в практических возможностях выжить, большинство
этих возможностей не относятся к социальной сфере. (Социальные возможности, необходимые для
выживания, относятся к области секса и материнства.) Предположительно, это были единственные
системы, которыми располагали люди, когда начали «познавать себя» как результат ответа на вопрос о
своем поведении. Отвечая на вопросы вроде «Ты понимаешь?», «Ты это знал?» или «Что это такое?»,
человек учится наблюдать за своей собственной реакцией на стимулы. Отвечая на вопросы вроде «Ты
идешь?», или «Ты собираешься идти?», или «Ты хочешь пойти?», или «Ты намерен пойти?», человек
начинает узнавать сильные стороны и вероятность своего поведения.
Разве я говорю, что Платон ничего не знал о сознании? Что Фома Аквинский, Декарт, Локк и
Кант интересовались лишь случайными нерелевантными побочными продуктами человеческого
поведения? Что ментальные законы психологов физиологии вроде Вундта, или поток сознания Вильяма
Джеймса, или ментальный аппарат Зигмунда Фрейда были бесполезны для понимания человеческого
поведения? Да. И я настаиваю на этом, так как, если мы хотим разрешить проблемы, с которыми мы
сталкиваемся в нашем современном мире, этот интерес к ментальной жизни не должен больше
отвлекать наше внимание от условий окружающей среды, функцией которых является человеческое
поведение...
Лучшие формы правления не заключаются в лучших правителях, лучшем образовании и учителях.
Лучшие экономические системы не заключаются в более просвещенном менеджменте, а лучшая терапия
в более сострадательных терапевтах. Не заключаются они в лучших гражданах, студентах, рабочих
или пациентах. Стародавняя ошибка состоит в том, чтобы искать спасение в автономном характере
мужчин и женщин, а не в социальных условиях, созданных в процессе эволюции культур. Эти условия
мы можем теперь ясно обозначить.
Заключение
Бихевиоризм Скиннера используется для разработки новых методов лечения и обучения.
Влияние его идей привело к изменению программ в университетах, тюрьмах, психиатрических
клиниках, больницах, начальных школах. Было даже создано несколько экспериментальных обществ,
пытавшихся реализовать на практике идеи, изложенные в книге «Второй Уолден» (Ishaq, 1991; Kinkade,
1973; Roberts, 1971).
«Я считаю, что основные возражения бихевиоризму коренятся в любви, которую люди
испытывают к ментальному аппарату. Если утверждать, что бихевиористский анализ фикция, то это
будет обманом и следует прибегнуть к фактам. А в этом случае людям придется расстаться со своей
первой любовью» (Skinner, 1967 b, p. 69)
Включив в область своих интересов все то, что происходит с людьми дома, на учебе и на работе,
Скиннер привлек бесчисленное количество как сторонников, так и противников. Его трактовка
свободы, творчества, личности и его непоколебимая вера в мир, управляемый внешними силами,
очаровывали, от них мороз бежал по коже. В 1984 году Скиннер разрешил отослать шесть своих
радикальных работ группе профессионалов, интересовавшихся бихевиоризмом. Сто семьдесят четыре из
них ответили. В своих подробных комментариях они проанализировали практически все аспекты работ
Скиннера идеологические, научные, философские. В свою очередь, Скиннер ответил каждому из
ученых, отреагировавших на его статьи.
«В современной психологии идеи Скиннера являются, пожалуй, в одно и то же время наиболее
почитаемыми и наиболее жестоко критикуемыми, самыми широкоизвестными и самыми искаженными,
самыми цитируемыми и при этом ложно толкуемыми» (Catania, 1984, р. 473).
Эти критические комментарии, вместе с ответами Скиннера, были собраны и опубликованы в
одном из номеров журнала «Behavioral and Brain Sciences» (1984). Почти всем своим критикам Скиннер
ответил, что они либо неверно информированы, либо строят ложные логические цепочки, либо же
откровенно ошибаются. Обнаружив, что чем упорнее он отстаивает свои позиции, тем больше
внимания привлекают его идеи, Скиннер решил твердо придерживаться всех своих постулатов, даже
тех, которые сформулировал более 30 лет назад. Подытоживая свою деятельность, Скиннер писал: «По
|