Когнитивная психология говорит нам, что человеческое сознание можно описать в виде
машины, операции которой точны, автоматизированы и полностью определяются некоторыми
правилами и приходящими извне данными. Вопросы, которые ставит компьютерное моделирование
мышления, трудны и, возможно, в конечном итоге неразрешимы. Если сознание это машина, которая
функционирует полностью механистическим образом, тогда можно задать справедливый вопрос: «Кто
управляет машиной?» У Келли этот вопрос не возникал, поскольку он считал, что машина и оператор
однозначно локализуются в одном и том же агенте человеческом существе. Выдвинутая Келли идея
рефлексивности, или представление, что тот способ, каким люди конструируют и проверяют
психологические теории, касающиеся ума, сам является выражением ума, закладывает основу
понимания человеческой личности, которая достаточно обширна, чтобы включать в себя и ум, и его
модели. Взгляд Келли на человеческую личность это, следовательно, подход, акцентирующий
внимание на человеческом потенциале.
Когнитивные терапевты разделяют изначальный оптимизм Келли, утверждая, что люди могут
управлять собственными ментальными процессами в гораздо большей степени, чем это кажется
возможным. Согласно этим терапевтам, негативные, саморазрушительные паттерны мышления и
действий можно изменить, сделав жизнь более счастливой и наполненной. Нет сомнений, что
когнитивная психология завоевала общее признание. Это находит наиболее заметное выражение в
многочисленных программах самопомощи, число которых вне академических стен стремительно растет.
Возможно, что работа, описанная здесь, оказывает большее влияние на культуру, чем какая бы то ни
было психология со времен Фрейда, чьи труды разбили вдребезги поздневикторианское рациональное
самодовольство и привели к взрыву интереса к феномену сознания и появлению различных методов его
изучения, а также понимания собственного «я».
Теория из первоисточника
Когнитивная терапия
Нижеследующий отрывок заимствован из книги Аарона Бека "Cognitive
Therapy
and
the
Emotional Disorders" («Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства») (1976).
Давайте предположим на секунду, что сознание человека содержит элементы, которые несут
ответственность за эмоциональные потрясения и спутанное мышление, которые заставляют его
обращаться за помощью. Более того, давайте допустим, что пациент имеет в своем распоряжении
разнообразные рациональные средства, которые он может использовать, при должном
инструктировании, чтобы справиться с этими беспокойными элементами в своем сознании. Если эти
предположения верны, тогда к эмоциональному расстройству можно подойти с совершенно другой
позиции: Человек имеет ключ к пониманию и разрешению своей психологической проблемы, спрятанный
внутри его собственного сознания...
Когнитивный подход приближает понимание и излечение эмоциональных расстройств к
повседневному опыту пациента. Пациент может рассматривать свое беспокойство как связанное с тем
неправильным пониманием, которому он предавался в своей жизни множество раз. Более того, ранее
он, без сомнений, успешно исправлял неправильную интерпретацию, либо признавая более адекватную
информацию, либо признавая логическую ошибочность своего неправильного понимания.
Когнитивный подход наполнен для пациента смыслом, поскольку он некоторым образом связан с его
предыдущим познавательным опытом и может способствовать тому, что пациент станет больше
доверять своей способности познания эффективных приемов борьбы с нынешними неправильными
представлениями, которые и вызывают болезненные симптомы. Кроме того, вводя эмоциональные
расстройства в рамки области повседневного опыта и применяя знакомые приемы разрешения проблем,
терапевт может тотчас же установить с пациентом связь (р. 3-4).
Когнитивная наука и человеческий опыт: новое партнерство
|