Navigation bar
  Print document Start Previous page
 350 of 726 
Next page End  

Lawrence Erlbaum.
Stroufe, L. A. (1984). The organization of emotional development. In: K. R. Scherer & P. Ekman (Eds.),
Approaches to emotion (p. 109-128). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.
Turing, A. M. (1950). Computing machinery and intelligence. Mind, 59(236). In: R. P. Honeck, T. J. Case, &
M. J. Firment (Eds.), Introductory readings in cognitive psychology (p. 15-24). Guilford, CT: Dushkin, 1991.
Varela, F. J., Thompson, E., & Rosch, E. (1991). The embodied mind: Cognitive science and human
experience. Cambridge, MA: MIT Press.
Waldrop, M. M. (1985, March). Machinations of thought. Science 85, p. 38-45.
Weizenbaum, J. (1976). Computer power and human reason: From judgment to calculation. San Francisco:
Freeman.
Zajonc, R. B. (1980). Feeling and thinking: Preferences need no inferences. American Psychologist, 35, 151-
175.
Zajonc, R. B. (1984). On the primacy of affect. American Psychologist, 39, 117-123.
Глава 13. Джордж Келли и психология личностных конструктов
Введение
Теория личностных конструктов является подходом к пониманию людей, основанном на
попытке войти в их внутренний мир и представить себе, как этот мир мог бы выглядеть для них с
наиболее выгодной позиции. Так, если вы, расходитесь во мнениях с другим человеком, Джордж Келли
мог бы предложить вам на минуту прекратить спор и сообщить вашему оппоненту, что вы готовы
изложить спорный вопрос с его точки зрения и в его пользу, если он согласится сделать то же самое по
отношению к вам. Это позволит установить глубоко субъективные и личные отношения с другим
человеком и предоставит вам обоим возможность понять друг друга на более глубинном уровне, даже
если вы не достигнете быстрого разрешения спора или не найдете базиса для соглашения. Термины,
которые вы используете для понимания друг друга или для описания себя и своей позиции, получили
название личностных конструктов или личностных конструкций; эти конструкты формируются на
основе ваших собственных личных смыслов, а также смыслов, усвоенных вами в результате
взаимодействия с вашим социальным окружением. Основная часть данной главы будет посвящена
описанию того, каким образом мы можем понять наши собственные личностные конструкции, а также
личностные конструкции других людей, и как функционируют системы личностных конструкций.
Вместо того чтобы перечислять совокупность базовых потребностей или определять конкретное
содержание, составляющее нашу личность, теория личностных конструктов дает возможность каждому
человеку самому представить конкретное содержание своей жизни и полагается на теоретические
положения лишь затем, чтобы описать различные способы понимания того, каким образом это
конкретное содержание обретает форму. Авторы многих текстов, описывающих теорию личностных
конструктов, в значительной степени опираются на предложенную Келли (Kelly, 1955) метафору
«человека-ученого» (или «индивидуума-ученого»), пытаясь объяснить, как Келли описывал форму
личностных конструкций. Согласно данной метафоре, люди описываются как ученые, которые
формулируют гипотезы о мире в форме личностных конструкций, а затем проверяют свои
предположения на практике, в значительной степени аналогично тому; как поступал бы ученый,
стремящийся точно предсказывать и по возможности контролировать события. Возможно, используя
данную метафору, Келли пытался выразить свои мысли в форме, созвучной своим более когнитивно- и
бихевиористски-ориентированным коллегам. Хинкл (Hinkle, 1970, р. 91) приводит цитату, передающую
характер раздумий Келли о положении дел в современной ему психологии: «Американские психологи
представляют собой довольно жалкое зрелище, только представьте себе, насколько они отрезаны от
понимания того чуда, каким является человек, и от истины человеческих отношений! Разрабатывая
теорию личностных конструктов, я надеялся, что смогу найти способ помочь им открыть для себя
людей, сохранив при этом репутацию ученых».
Hosted by uCoz