Келли во многом обязан семантической теории Альфреда Кожибского (Alfred
Korzybski) и
работам Якоба Морено (Jacob
Moreno), явившегося основоположником психодрамы как
терапевтического метода. Келли (Kelly, 1955, р. 260) прямо указывает на приоритет этих авторов,
излагая свой собственный метод терапии фиксированных ролей. Келли был вдохновлен классическим
отказом Кожибского от законов аристотелевской логики в его работе «Наука и здравый смысл» (Science
and
Sanity, 1933), а также его утверждением о том, что значительно большую пользу людям может
принести попытка помочь им поменять обозначения и имена, которые они используют, представляя
себе объекты окружающего мира, чем попытка изменить внешний мир непосредственно. Для
Кожибского (1933, 1943) «Страдания и несчастья являются результатом рассогласования отношений
между чем-то, принадлежащим внешнему миру, и его семантическими, лингвистическими референтами
в человеческом сознании» (Stewart & Barry, 1991). Келли взял на вооружение эти идеи и соединил их с
идеей Морено (1923, 1937) о том, что людям можно помочь, предложив им принять участие в
разыгрывании пьесы, описывающей их собственную жизнь; при этом постановщик распределяет роли,
которые участники затем исполняют на профессиональной сцене. Наиболее глубокое впечатление на
Келли произвело использование Морено спонтанной импровизации и самопрезентации. Замыслом
Келли было предложить людям разыграть новую для них роль, так чтобы они могли по-новому
посмотреть на мир, тем самым открывая для себя возможность некого смелого нового действия.
По словам Келли: «Люди изменяют вещи, изменяя сначала самих себя, и достигают своих целей,
если им это удается, только заплатив за это самоизменением, что приносит одним людям страдания, а
другим спасение» (Kelly, 1970, р. 16).
Основные концепции
[Материал данного раздела адаптирован по работе Epting, 1984, р. 23-54.]
Конструктивный альтернативизм: философская позиция
В основе теории личностных конструктов лежит положение о том, что для теории личности или
психотерапевтической теории крайне важно четко сформулировать те философские основания, на
которых она строится. Для теории личностных конструктов такой философской базой явилась позиция,
известная как конструктивный альтернативизм, кратко изложенная Келли следующим образом:
«Как и другие теории, психология личностных конструктов является следствием некого
философского положения. В данном случае за основу принимается положение, согласно которому
независимо от того, какова природа вещей, или оттого, чем закончатся поиски истины, события, с
которыми мы сталкиваемся сегодня, могут быть истолкованы с помощью столь большого числа
конструкций, какое только позволит нам измыслить наш разум. Это не означает, что одна конструкция
столь же хороша, как и другая, а также не исключает того, что в какой-либо бесконечно удаленный
момент времени человечество сможет узреть реальность вплоть до самых предельных границ ее
существования. Однако это положение напоминает нам, что на текущий момент все наши
представления открыты для усомнения и пересмотра и в целом предполагает, что даже наиболее
очевидные события повседневной жизни могут предстать перед нами в совершенно ином свете, если
только мы окажемся достаточно изобретательными, чтобы сконструировать (интерпретировать) их
иначе.» (Kelly, 1970а, р. 1)
«Что отличает психолога от других людей? Он экспериментирует. Кто этого не делает? Он ищет
ответы на свои вопросы в практической жизни. Но разве все мы не занимаемся этим? Его поиски
порождают больше вопросов, чем ответов: Но было ли это когда-либо и для кого-либо иначе?» (Kelly,
1969а, р. 15)
«[Мы] не видим необходимости иметь шкаф полный мотивов, для того чтобы объяснить тот факт,
что человек активен, а не инертен; у нас также нет никаких причин полагать, что человек является
изначально инертным... Результат: отсутствие перечня мотивов, который загромождал бы нашу систему,
и , как мы надеемся, значительно более согласованная психологическая теория, предметом которой
|