«Королларий опыта. Конструктивная система человека меняется по мере того, как он
последовательно конструирует копии событий» (р. 72).
«В конечном счете, мерой свободы и зависимости для человека является тот уровень, на котором
он формирует свои убеждения. Человек, организующий свою жизнь в соответствии с многочисленными
строго установленными и неизменными убеждениями, касающимися частных вопросов, делает себя
жертвой обстоятельств» (Kelly, 1955, р. 16).
Поскольку королларий выбора традиционно рассматривается как центральное положение теории
личностных конструктов, касающееся мотивации, с него мы и начинаем наше обсуждение этой темы.
Основным предметом короллария выбора является направление индивидуального движения. Этот
королларий сформулирован в терминах выборов, которые содержит человеческий опыт. Согласно
данной теории, индивидуум всегда вынужден делать выборы, однако эти выборы рассматриваются как
упорядоченные, понятные и предсказуемые, если принять во внимание точку зрения самого
индивидуума. Выборы, существующие для индивидуума, расположены между полюсами конструктов.
Например, во взаимоотношениях с определенным человеком адекватным измерением может являться
«восприимчивость к чувствам», которая в биполярном виде может быть сформулирована как
«восприимчивый» «невосприимчивый к чувствам других». Предположим далее, что эти два полюса
фиксируются конструктом более высокого порядка: «голос сердца» против «силы интеллекта».
Это означает, что выбор делается в том направлении, которое, с точки зрения индивидуума,
ведет к наиболее глубокому пониманию окружающего мира на данный момент. Движение в данном
направлении может вести либо к наиболее полному (расширение), либо к наиболее детальному
(определенность) пониманию вопроса. Выбор делается в направлении, которое индивидуум
рассматривает как наиболее благоприятную возможность для роста и развития своей конструктивной
системы в целом. Направление движения системы определяется этим руководящим принципом. Такое
понимание не имеет ничего общего с утверждением, что выбором человека руководит гедонистический
принцип получения удовольствия либо избегания боли, и даже с утверждением, что выбор
основывается на том, подтверждается или опровергается первоначально выдвинутая гипотеза. Однако
теория личностных конструктов признает некоторые отдельные преимущества концепции
подтверждения либо опровержения гипотез при рассмотрении других вопросов, и мы вернемся к этому
пункту при обсуждении короллария опыта.
Возвращаясь к нашему примеру, допустим, что наш клиент выбрал полюс «голос сердца» в
конструкте: «голос сердца» против «силы интеллекта». Тем самым клиент продемонстрировал нам, что
его наиболее благоприятные возможности могут быть реализованы в данном направлении. При этом
клиент может объяснить свой выбор тем, что нужно развивать в себе нечто, имеющее отношение к
человеческим ценностям, а не способность к логическим рассуждениям. Если клиент принял такое
решение, для него становится актуальным дихотомия «восприимчивости» либо «невосприимчивости» к
чувствам других. В данном случае клиент выбирает альтернативу «невосприимчивости», поскольку она
представляет для него больше всего возможностей для понимания других людей на данный момент.
Возможно, другой человек только что унизил собеседника своим остроумным ответом. Поэтому в
данную минуту сделанный выбор дает возможность для наилучшего понимания другого лица.
В данном королларии рассматривается только сам факт выбора. Разумеется, этот выбор
структурирован конкретным измерением присутствующего у данного человека конструкта, и
окончательное решение соответствует точке, расположенной между двумя полюсами данного
конструктивного измерения. Это вовсе не обязательно означает, что каждый из таких выборов
осуществляется совершенно осознанно. Процесс выбора определяется возможными последствиями,
которые видит перед собой индивидуум. Келли утверждает, что этот принцип распространяется даже
на случаи добровольной смерти. Примером самоубийства, подтверждающего данную точку зрения,
является принятие смертного приговора Сократом (Kelly, 1961). Стоящий перед ним выбор принуждал
его либо отречься от всего своего учения, либо выпить чашу с цикутой и покончить со своим
физическим существованием. Сократ выбрал цикуту, чтобы получить возможность продлить свою
реальную жизнь, свое учение. Итак, выбор делается в направлении, в котором индивидуум видит для
себя больше всего возможностей. Это утверждение является свидетельством того, что по своей природе
данная теория носит глубоко психологический характер. Такой выбор представляет собой решение,
|