противостоять человек, осознаются им совершенно отчетливо. Как только проблема осознана,
необходимость существенных изменений становится для человека очевидной. Люди чувствуют угрозу в
ситуациях, предполагающих, что они подвергнутся изменениям, в результате которых они станут чем-то
совершенно отличным то того, чем они являются сейчас. Келли указывает на то, что приближающаяся
смерть часто является таким событием. Такое событие воспринимается как неминуемое и способное
радикально изменить тот образ, который сформировался у человека о самом себе.
Тесно связано с угрозой и понятие страха, который определяется следующим образом:
«Страх это осознание индивидуумом надвигающихся случайных (и частных, incidental)
изменений в его центральных структурах» (Kelly, 1955, р. 533)
Страх отличается от угрозы тем, что предполагаемые изменения носят частный, а не глобальный
характер, а не тем, в какой степени эти изменения затрагивают центральные структуры. Мы боимся
того, о чем мы мало знаем, потому что мы не в состоянии определить, насколько серьезными окажутся
изменения, которым мы подвергнемся. Если мы мало знаем о радиационном отравлении, его
перспектива пугает нас. По мере накопления знаний об этом феномене и его воздействии на нашу жизнь
и жизнь следующих поколений, мы будем испытывать, скорее, тревогу, чем страх. Событие вызывает
испуг тогда, когда оно затрагивает лишь небольшую часть нашей жизни.
Другой компонент переходного эмоционального опыта людей описывается личностным
конструктом вины:
«Ощущение индивидуумом кажущегося выпадения из своей центральной ролевой структуры
выражается в чувстве вины» (Kelly, 1955, р. 502).
Говоря об этом понятии, к которому часто подходят с чисто внешней, социальной точки зрения,
важно подчеркнуть, что в теории личностных конструктов вина рассматривается как эмоциональное
состояние, которое определяется исключительно с точки зрения самого индивидуума, что соответствует
взгляду изнутри вовне. Люди испытывают чувство вины, когда они обнаруживают, что их действия
расходятся с их собственным образом себя. Центральная ролевая структура включает личностные
конструкты, ответственные за взаимодействия с другими людьми. Эти конструкты также помогают
человеку сохранять ощущение целостности и идентичности. Определяя вину таким образом, мы можем
сказать, что люди испытывают вину, когда они чувствуют, что выпадают из своей роли или
сталкиваются с фактом, свидетельствующем о таком выпадении. Так, укравший что-либо человек будет
испытывать вину только в том случае, если он считает воровство несовместимым с представлениями о
самом себе. Если же воровство не противоречит его центральной ролевой структуре, чувства вины не
возникнет. Аналогично, если у человека не сформировались устойчивые ролевые отношения с другими,
он вряд ли будет испытывать вину.
При таком понимании чувство вины имеет мало общего с нарушением социальных норм,
каковым вина представляется с внешней точки зрения. Вместо этого данная концепция рассматривает
то, каким способом индивидуум структурирует свои значимые ролевые отношения. Такой подход к вине
позволяет судить об этом чувстве не только по таким внешним проявлениям, как формальное раскаяние.
Вместо этого терапевт концентрирует свое внимание на самой природе структуры индивидуального я,
благодаря которой индивидуум может понять природу своего выпадения из роли и которая руководит
его действиями в этой переходной ситуации. Ощущение вины, как и другие состояния,
рассматриваемые в данном разделе, является признаком того, что имеют место личностные изменения.
К этой же сфере относится и еще одно переходное состояние, однако в данном случае имеющее
отношение к индивидуальному движению вперед. Эта тема раскрывается в определении агрессивности:
«Агрессивность это активная проработка своего перцептивного поля» (Kelly, 1955, р. 508).
Переживание переходных состояний данного типа характерно для людей, активно реализующих
те жизненные выборы, которые предлагает им их конструктивная система. В агрессии присутствует
элемент спонтанности, позволяющий индивидууму более полно исследовать те последствия своих
действий, на которые указывает ему его система конструктов.
Люди, находящиеся рядом с таким индивидуумом, могут чувствовать угрозу, поскольку он
способен вовлечь их в череду скоропалительных действий, приводящих к глубинным личностным
изменениям. Агрессия часто возникает в зоне тревоги, когда человек пытается построить структуру,
позволяющую ему справиться с событиями, находящимися в данный момент за пределами его
|