«Конструктивисты» (как называют себя психологи, положившие в основу своих теоретических
построений идеи Келли) оценивают ценность теории с точки зрения ее полезности (применимости).
Для них, как и для Келли, мир открыт для построения бесконечного количества конструкций, так что ни
одна теория не может претендовать на соответствие «реальности» в большей степени, чем любая другая.
Не удивительно, что психология личностных конструктов ставит своей основной целью изменение
жизни людей. Мы рассмотрим те способы, с помощью которых последователи Келли оценивают
смыслы, используемые людьми при конструировании своей жизни, затем мы опишем способы
концептуализации психологических проблем в терминах теории личностных конструктов и проведем
краткий обзор психотерапии личностных конструктов. Последователи Келли исходят из представления
о том, что в людях заложена врожденная тенденция к активности и развитию, а потому в основе
большей части предлагаемых ими теоретических объяснений психопатологии лежит предпосылка, что
индивидуум прекратил активно развиваться в тех или иных значимых сферах своей жизни.
Оценка личностных смыслов
Конструктивисты, начиная с самого Келли, разработали многочисленные методы оценки
смыслов, используемых нами в повседневной жизни. Некоторые из этих методов в высшей степени
структурированы и требуют от клиента развитых вербальных навыков, тогда как другие менее
структурированы и могут использоваться с клиентами, не так хорошо умеющими формулировать свои
мысли.
«С точки зрения теории личностных конструктов, поведение это не ответ; это вопрос» (Kelly,
1969b, p. 219).
Репертуарная решетка ролевых конструктов (реп-решетка)
Келли разработал реп-решетку как метод выявления индивидуальных смыслов, а также с целью
получения общей картины взаимосвязей между этими смыслами (в табл. 13.1 показан пример реп-
решетки). При заполнении реп-решетки клиент должен сначала назвать имена людей, играющих
определенные роли в его жизни (напр., мать, отец, брат, сестра, ближайший друг одного с ним пола,
ближайший друг противоположного пола, самый несчастный человек, знакомый клиенту лично, и т. д.).
Как правило, клиента просят назвать три таких лица и описать, в чем состоит сходство двоих из них и
их отличие от третьего. Допустим, что вы назвали отца; знакомого вам человека, достигшего
наибольшего успеха; и человека, который, как вам кажется, вас не любит. Вы можете считать, что ваш
отец и преуспевающий человек «трудолюбивы», тогда как третий человек «ленив». В этом случае
делается предположение, что измерение «трудолюбивый-ленивый» имеет для вас личное значение
(смысл). Далее вас просят повторить задание с различными тройками людей из названного вами списка.
Табл. 13. 1. Пример упрощенной репертуарной решетки
Полюс конструкта
Мать
Отец
Брат
Сестра
Супруг(а)
Друг
и т. д.
и т. д.
Полюс конструкта
Трудолюбивый (*)
*
#
*
*
#
#
#
*
Ленивый (#)
Счастливый (*)
#
#
#
*
*
*
#
Крайне несчастный (#
Примечание. Столбцы соответствуют различным людям, играющим определенные роли в жизни
человека (напр., мать, отец, брат, сестра, и т. д.). Оценки «*» означают, что данное лицо лучше всего
описывается с помощью данного полюса конструкта («трудолюбивый» в строке 1, «счастливый» в
строке 2). Оценки «#» означают, что данное лицо лучше всего описывается с помощью
противоположного полюса конструкта («ленивый» в строке 1, «крайне несчастный» в строке 2).
Заметьте, что каждый человек, который оценивается как «трудолюбивый», также оценивается как
«крайне несчастный», а каждый «счастливый» так же и как «ленивый».
После того как вы предложили набор личностных смыслов, таких, как «трудолюбивый-
ленивый», вас могут попросить оценить каждого человека в вашем списке по каждому такому
|