Navigation bar
  Print document Start Previous page
 389 of 726 
Next page End  

реальным и «я»-идеальным. Например:
«В идеале я должен весить на 10 фунтов меньше».
«В идеале я щедрый и одалживаю или дарю свои книги друзьям, если они просят об этом».
«В идеале я хороший математик, не профессионал, конечно, но могу легко усваивать и
запоминать математические концепции».
Сравните свои утверждения. Есть ли среди ваших целей нереальные? Следует ли вам изменить
некоторые из своих целей, приведенных в описании «я»-идеального? Если да, то почему?
---
Тенденция к самоактуализации
Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это
стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех
возможностей своего организма (Rogers, 1961, р. 35).
Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из
нас. Так же, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семя содержит в себе стремление
стать деревом, так и человек склоняется к тому, чтобы обрести целостность и наиболее полно
реализовать себя. Хотя Роджерс не включал в свои формулировки никаких религиозных или духовных
аспектов, другие ученые развили его теории и внесли в них понятия о трансцендентных переживаниях
(Campbell & McMahon, 1974; Fuller, 1982). В конце жизни Роджерс пришел к пониманию взгляда Артура
Кестлера о том, что индивидуальное сознание есть лишь фрагмент космического (1980а, р. 88).
Стремление к здоровому развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону
любые препятствия на своем пути. Роджерс видит ее просто как преобладающую и мотивирующую силу
в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослаблена ни событиями прошлого, ни
установками настоящего. Абрахам Маслоу пришел к аналогичным выводам, назвав эту тенденцию
тихим, едва различимым внутренним голосом. Утверждение о том, что рост возможен и является
главной целью организма — один из главных постулатов Роджерса.
Можно заметить, что основная тенденция к актуализации является единственным побуждением,
которое утверждается в этой теоретической системе... «Я», например, является центральным понятием в
нашей теории, но «я» ничего не «делает», оно просто выражает господствующую тенденцию организма
вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя (Rogers, 1959, р. 196).
Для Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением
среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления.
Значение личности (personal power)
Так как Роджерс уделял внимание не только психотерапии, то он стал рассматривать проблемы
личности в политическом и социальном контексте. Его личностно-центрированный подход широко
известен под названием «Значение личности» («Personal Power»). Оно относится к «локусу силы
принятия решений:
тот, кто принимает решения, сознательно или бессознательно регулирует мысли,
чувства или поведение других людей и самого себя... В целом это процесс приобретения,
использования, разделения или отказа от власти, контроля и принятия решений» (1978, р. 4-5).
Роджерс полагал, что каждый человек, как только ему предоставляется такая возможность, сразу
же проявляет большие способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с
пользой. «Индивидуум обладает обширными внутренними ресурсами самоосознания, изменения «я»-
концепции, своих аттитюдов и саморегулирующего поведения» (1978, р. 7). Проявлению этого
стремления к саморазвитию препятствует контроль одних людей над другими. Откровенное
доминирование, диктат часто вызывают сопротивление.
Роджерса волнуют более распространенные и косвенные виды доминирования одних людей над
другими. В частности, он говорит о терапевтах, контролирующих и манипулирующих своими
пациентами, учителях, контролирующих и манипулирующих студентами, правительственных
организациях, которые контролируют и пытаются манипулировать различными слоями населения,
Hosted by uCoz