Navigation bar
  Print document Start Previous page
 393 of 726 
Next page End  

группах и обсуждая ваши внутренние противоречия. Можете написать о них для себя или обсудить с
другими на занятии.
---
Динамика
Психологический рост
Позитивная направленность к здоровью и развитию личности является в человеке естественной
и врожденной силой. Основываясь на клиническом опыте, Роджерс пришел к выводу, что люди
способны чувствовать собственную неприспособленность и отдавать себе в ней отчет. То есть человек
может осознать несоответствие между своей «я»-концепцией и актуальными переживаниями. Эта
способность сочетается со способностью модифицировать «я»-концепцию в соответствии с
реальностью. Таким образом, Роджерс обосновал естественное движение личности от конфликта к его
разрешению. Роджерс рассматривает приспособленность не как статичное состояние, а как процесс, в
котором ассимилируются всякое новое знание и опыт. «Основную гипотезу этого подхода можно
сформулировать кратко. Она заключается в том, что личность обладает большими ресурсами понимания
себя, изменения своей «я»-концепции, отношений и регулируемого «я»-поведения» (Rogers, 1984).
Роджерс убежден, что межличностные отношения, в которых, по крайней мере, один из
участников достаточно свободен от несоответствия, так что его «я»-корректирующий центр доступен
окружающим, облегчают проявление здоровых тенденций личности. Главная задача терапии —
установить искренние отношения. Принятие себя — необходимое условие для более легкого и
искреннего принятия окружающих. И наоборот, принятие личности другим человеком ведет к более
явному принятию себя. Последний необходимый элемент терапии —
эмпатическое понимание
(Rogers, 1984). Это способность точно ощущать чувства других людей. «Я»-корректирующий и «я»-
усиливающий цикл помогает людям преодолеть внутренние барьеры и облегчает им психологическое
развитие.
Помехи в развитии
Помехи появляются у человека уже в раннем детстве, они присутствуют и на нормальных
стадиях развития. Уроки, полезные в одном возрасте, могут принести вред на более поздней стадии.
Фрейд описывал ситуации, в которых уроки, полученные человеком в детстве, приводили к
невротическим фиксациям взрослого. Роджерс не останавливается на специфических препятствиях в
развитии личности, а рассматривает паттерны, потенциально ограничивающие личность ребенка.
Требование признания заслуг
По мере того как ребенок начинает осознавать свое «я», у него или у нее растет потребность в
любви или позитивном отношении. «Эта потребность в человеческих существах универсальна, а в
человеке она обычна и устойчива. Для теории не так уж важно, является ли эта потребность
приобретенной или врожденной» (Rogers, 1959, р. 223). Так как дети не отделяют свою личность от
поступков, они зачастую реагируют на похвалу за правильное действие так, как если бы хвалили их
самих.
Сходным образом они реагируют на наказание, так как если бы это было неодобрение их
личности в целом.
Для ребенка так важна любовь, что «он руководствуется в своем поведении не тем, насколько
приобретаемый опыт поддерживает и укрепляет его организм, а вероятностью получения материнской
любви» (1959, р. 225). Ребенок ведет себя так, чтобы завоевать любовь или получить одобрение,
независимо от того, будет такое поведение нормальным или нет. Дети могут действовать вопреки
собственным интересам, добиваясь в первую очередь расположения окружающих. Теоретически, такое
положение необязательно, если личность ребенка принимается целиком и при условии того, что
Hosted by uCoz