с другим человеком понять страдания человека и поддерживать в нем уверенность в его росте это
достаточно трудновыполнимое требование к личности психотерапевта.
Позднее Роджерс сформулировал то, что он называл необходимыми и достаточными условиями
успешной терапии. Его гипотеза, изложенная в форме алгоритма если/то, заключалась в следующем:
«ЕСЛИ
1. Клиент испытывает психические страдания или неудовлетворенность.
2. Контактирует с психотерапевтом.
3. Терапевт сохраняет соответствие во взаимоотношениях.
4. Терапевт сохраняет безусловное позитивное отношение к клиенту.
5. Терапевт эмпатически понимает опыт клиента и передает клиенту свое понимание.
6. Клиент хотя бы в малой степени воспринимает безусловное позитивное отношение и
эмпатическое понимание.
ТО
Происходят позитивные терапевтические изменения» (Rogers, 1957).
Многие исследователи поддерживают данные базовые условия эффективной терапии (Mitchell,
Bozarth, & Krauft, 1977; Rogers, 1967; Traux & Mitchell, 1971). Рачман и Уилсон (Rachman & Wilson, 1980),
придерживающиеся строгих бихевиористских взглядов, проанализировали деятельность крупнейших
психотерапевтических школ и пришли к выводу, что прежние исследования были не в состоянии
определить и измерить переменную релевантности терапевта, но дополнительные разработки (Farber,
Brink, & Raskin, 1996;
Paterson, 1984; Raskin, 1986) по-прежнему демонстрируют прямую зависимость
между эмпатическими отношениями терапевтклиент и позитивными изменениями личности клиента.
Пока между исследователями идут дебаты, фундаментальные требования Роджерса к
психотерапевтам уже включены в большинство программ по консультированию и тренингу, в
частности, они включены в программы, организуемые для телефонных операторов, работающих на
«горячих линиях», или в местных кризисных центрах; их учитывает в своих программах духовенство;
социальные работники; терапевты, занимающиеся семейным и детским консультированием; психологи
различных направлений.
Собственные исследования увели Роджерса от пропаганды «метода». Он пришел к выводу, что
терапия не наука, возможно, даже не искусство; это отношения, зависящие отчасти от душевного
здоровья терапевта, которые дают ему возможность заронить и взрастить семена этого здоровья в
клиенте (Rogers, 1977).
Группы встреч
Роджерс отстаивал мнение о том, что все люди, независимо от того, являются они экспертами
или нет, обладают врожденными терапевтическими способностями. Закономерным было увлечение
Роджерса работой с группами встреч. Переехав в Калифорнию, он много времени посвящал
организации работы групп, участию в их работе и оценке группового опыта.
История
Кроме курсов групповой терапии, встречи групп имеют историю, предшествовавшую их
популярности в 50-е и 60-е годы. В рамках протестантской традиции и в меньшей степени в хасидском
иудаизме существовал опыт группового общения, который использовался для того, чтобы изменить
отношении людей к самим себе и их взаимодействию с другими. Техника подобных встреч состояла в
организации общения небольшой группы людей приблизительно одинакового статуса, в котором
создавалась атмосфера честности и открытости, сосредоточенности на происходящем здесь и сейчас,
обстановка тепла и поддержки (Ogden, 1972).
Современные группы встреч зародились в Коннектикуте в 1946 году во время проведения
программы для общественных лидеров. В программу входили вечерние встречи для тренеров и
наблюдателей, во время которых оценивались дневные события. Участники программы приходили
|