считал психоанализ наилучшей системой для исследования психопатологии, а также лучшей из
доступных форм психотерапии. Однако он понял, что психоаналитическая система недостаточна для
роли общей психологии, приемлемой для всего человеческого мышления и поведения.
«Психоанализ представляет человека каким-то ущербным существом, из которого тут и там
выпирают его слабости и недостатки, без которых его описание было бы неполным... Практически вся
деятельность, которой может гордиться человек и в которой заключается смысл, богатство и ценность
его жизни, все это или опускается Фрейдом, или переводится при его анализе в разряд
патологического» (Maslow in: Goble, 1971, p. 244).
Теория психоанализа очень повлияла на жизнь Маслоу и его взгляды. Сложное описание
Фрейдом невротических и абнормальных аспектов человеческого поведения натолкнуло Маслоу на
мысль о создании научно обоснованной психологии, которая могла бы полностью охватить все
особенности человеческого поведения. Разработанный Маслоу анализ личности увлек его самого и
продемонстрировал наличие существенной разницы между интеллектуальным знанием и конкретным,
хорошо организованным экспериментом.
Социальная антропология
Будучи студентом Висконсинского университета, Маслоу серьезно изучал работы таких
социальных антропологов, как Бронислава Малиновски (Bronislaw Malinowski), Маргарет Мид (Margaret
Mead), Рут Бенедикт (Ruth Benedict) и Ральфа Линтона (Ralph Linton). В Нью-Йорке он знакомился с
основными работами в области культуры и личности, в которых психоаналитические теории
применялись для исследования поведения человека в других культурах. А еще Маслоу был пленен
книгой Уильяма Самнера (William Sumner) «Народные обычаи» (Folkways,
1940). По Самнеру,
человеческое поведение во многом определялось системой культуры и общепринятыми установками.
Маслоу был настолько вдохновлен Самнером, что решил посвятить себя изучению этой же области
психологии.
Гештальт-психология
Маслоу серьезно изучал гештальт-психологию, которая исследует восприятие, познание и другие
виды сложных проявлений человеческого разума комплексно, целой системой. Он восхищался Максом
Вертхаймером (Max Wertheimer), чья работа о продуктивном мышлении была тесно связана с работами
Маслоу о познании и креативности. Для Маслоу, как и для представителей гештальт-психологии,
основным элементом эффективного мышления и творческого решения проблем является способность
воспринимать и осмысливать, скорее, нечто целое или его модели, а не отдельно взятые части.
Курт Гольдштейн
Большое влияние на взгляды Маслоу оказала и работа Курта Гольдштейна (Kurt Goldstein),
нейрофизиолога, обращавшего большое внимание на целостность организма все, что происходит с
какой-нибудь частью, влияет на всю систему. Работа Маслоу по самоактуализации частично была
подсказана Гольдштейном, первым применившим этот термин. Маслоу посвятил ему свою книгу
Toward a Psychology of Being («К вопросу о психологии бытия», 1968). В предисловии к этой книге он
написал:
«Если бы мне надо было выразить одним предложением, что означала для меня гуманистическая
психология, я бы сказал, что это соединение Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (и
различными психодинамическими психологиями) и научным подходом, которому меня научили в
Висконсинском университете» (1968, р. V).
Будучи нейрофизиологом, главным интересом которого были пациенты с нарушениями работы
мозга, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как основной процесс, происходящий в каждом
организме, процесс, который может оказать как негативное, так и положительное воздействие на
индивида. С точки зрения Гольдштейна, каждый организм имеет одно основное направление:
|