устанавливает новые уровни удовлетворения во всех областях деятельности. Таким образом, устранение
состояний тревоги, укоренившейся в раннем детстве, высвобождало блокированную или смещенную
энергию для более реалистичного и полного удовлетворения потребностей индивида.
Сновидения и деятельность сновидения
Выслушивая свободные ассоциации пациентов, а также исходя из собственного анализа, Фрейд
начал тщательно исследовать сообщения и записи о сновидениях. В работе «Толкование сновидений»
(1890) он описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства
удовлетворения. Разного рода препятствия и желания наполняют повседневную жизнь человека.
Сновидения достигают своего рода равновесия, как в физическом, так и в психологическом плане,
между инстинктивными побуждениями и ограничениями, которые ставит реальная жизнь. Сновидение
это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без
пробуждения физического тела.
«Мыслительные структуры, в большинстве своем достаточно сложные, которые постепенно
выстроились за день, но не привели к решению каких-то насущных вопросов или проблем, эти так
называемые дневные переживания упорно преследуют человека в течение ночи и доводят его до
состояния, при котором возможно расстройство сна. Дневные переживания трансформируются в
сновидение посредством деятельности сновидения,
и таким образом сновидение является невинной
платой за возможность сна.»
Более важными, чем биологическое значение сна, являются психологические эффекты от
деятельности сновидения.
Деятельность сновидения это в целом все процессы, которые
преобразуют необработанный материал сна, как то: физические раздражители, дневные переживания,
разного рода мечты, с тем чтобы все это было воспроизведено в реальном сновидении. Сновидение
само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими
перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения.
«Мы признаем, что правильность теории осуществленного желания пригодна до определенного
момента, но мы идем дальше. По нашему мнению, она (теория) не исчерпывает всего смысла
сновидения» (Jung, Letter to Freud; in: McGuire, 1974).
Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание. Сновидение это
альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного. Во время бодрствования эго
стремится усилить удовольствие и ослабить напряжение. Во время сна неосуществленные желания
отбираются, комбинируются и выстраиваются таким образом, что последовательность событий или
образов сновидения позволяет достичь чувства дополнительного
удовлетворения или уменьшить
напряжение. Для бессознательного не имеет значения, достигается ли удовлетворение в физической,
осязаемой реальности или во внутренней, воображаемой реальности сновидения. В обоих случаях
происходит высвобождение накопившихся энергий. В сновидении участвуют, по крайней мере, два
уровня: это текущие проблемы, не решенные на данный момент, и некоторая часть более важных давних
проблем, которые никогда не были решены ранее.
«Сновидение, кроме того, это психоз со всей его абсурдностью, галлюцинациями и
иллюзиями. Несомненно, это кратковременный психоз, который безвреден и даже выполняет полезную
функцию» (Freud, 1940).
Без конца повторяющиеся сновидения могут происходить, когда в дневное время какие-то
события вызывают одинаковое чувство тревоги, которое и приводит к данному сновидению. Например,
активная, счастливая в замужестве женщина шестидесятилетнего возраста до сих пор может время от
времени видеть сон о том, что она собирается сдавать экзамен в колледже. Но когда она приходит в
классную комнату, то обнаруживает, что экзамены закончены. Она пришла слишком поздно. Женщина
видит этот сон, когда обеспокоена какими-то злободневными проблемами; однако ее беспокойство не
связано ни с колледжем, ни с экзаменами, которые она оставила позади много лет назад.
«Сновидения не должны быть уподоблены неупорядоченным звукам, которые извлекаются из
музыкального инструмента путем воздействия некой внешней силы взамен руки музыканта; они не
бессмысленны и не абсурдны... они могут быть включены в последовательность реальных психических
|