указывает, что занятия танцами, изобразительными искусствами, музыкой и другими формами
самовыражения непременно должны войти в программы традиционного, ориентированного на
получение знаний образования. Обучение предметам, требующим участия чувств и физических усилий
учащихся, предполагает их активное вовлечение в этот процесс, а привычка к активной работе полезна
для всех типов образования.
Социальные связи
По Маслоу, потребности в любви и уважении принадлежат к основным и занимают в иерархии
более базовую ступень, чем потребность в самоактуализации. Он считает, что авторы многих учебников
психологии совершают большую ошибку, даже не упоминая слова «любовь», как будто считают любовь
чем-то эфемерным, чем-то таким, что можно свести к концепциям проекции (projection) либидо или
проблемам сексуальной мощи.
«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши
способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастны всю жизнь» (Maslow, 1971, р. 36).
Воля
Воля является важным компонентом в сложном и длительном процессе самоактуализации. По
наблюдениям Маслоу, самоактуализирующиеся индивиды упорно идут к намеченной цели.
«Самоактуализация это стремление хорошо делать то дело, которое человек избрал для себя. Стать
второсортным врачом это не путь к самоактуализации. Человек должны сделать все, что в его силах,
чтобы стать специалистом высокого класса или настолько хорошим, насколько позволяют ему его
возможности» (Maslow, 1971, р. 48). Веря в прирожденную доброту и здоровую основу человеческой
натуры, Маслоу не слишком подчеркивал роль силы воли в процессе преодоления нежелательных
инстинктов или желаний. По мнению Маслоу, нормальные индивиды практически не страдают от
внутренних конфликтов, за исключением, возможно, проблем, связанных с желанием побороть какие-то
вредные привычки. Воля должна использоваться такими индивидами в основном для развития
способностей и для достижения честолюбивых, долгосрочных целей.
Эмоции
Маслоу утверждал, что для самоактуализации важны положительные эмоции. Он призывал
своих коллег к серьезному изучению воздействия на человека эмоций счастья, радости, внутреннего
спокойствия, а также всевозможных забав, игр и развлечений. Он считал, что отрицательные эмоции,
внутренняя напряженность и конфликты забирают энергию индивида и препятствуют эффективному
функционированию.
Маслоу идет еще дальше и утверждает, что, избегая сильных эмоций, мы приходим к
десакрализации большей части личностных ценностей или к тому, что жизнь слишком
интеллектуализируется, в ней практически не остается места для непосредственных чувств, то есть
интеллектуализация становится внутренней «защитой» против живых чувств. По мнению Маслоу,
ортодоксальная наука ошибочно приняла за истину мнение, что «холодная голова» и независимое
мышление самым прямым путем ведут к научным открытиям. Однако это не совсем так: в
ограниченности этого подхода есть опасность, что индивид, занимаясь научными исследованиями,
потеряет способность испытывать удивление, страх, потрясение и другие эмоции, сопровождающие
личностный рост, и крупное открытие вряд ли состоится.
Интеллект
Маслоу подчеркивал необходимость холистического мышления, которое имеет дело с системами
связей и служит, скорее, объединяющим началом, а не стремится рассматривать все явления в
отдельности. Он обнаружил, что вершинные переживания зачастую могут служить поразительными
|