Заблуждение (Delusion).
Общее состояние нерешительности, замешательства и отсутствия
осознания. Поведение человека, находящегося во власти заблуждения, характеризуется беспокойством,
неуверенностью, упрямством, возбудимостью и леностью. Заблуждение можно обратить в мудрость,
поняв, что все вокруг содержит природу Будды и, следовательно, заслуживает нашей глубочайшей
заботы и внимания. Заблуждение это один из «трех огней», или помех росту.
Коан (Koan). Вопрос или задача, которые нельзя разрешить с помощью мышления или логики.
Дзэнские загадки парадоксальным образом заставляют человека выйти за рамки логики и ограничений,
присущих тем категориям, с помощью которых человек оценивал свой опыт до этого момента. Цель
коана побудить дзэнских учеников выйти за пределы абстрактного теоретизирования, осознать
собственное неведение и искать истину внутри себя.
Ненависть (Hate). Состояние, свойственное людям, которые легко впадают в гнев и отличаются
раздражительностью. Те, кто находится во власти ненависти, склонны умалять достоинства
окружающих, затаивать недовольство и страдать от зависти, высокомерия и скаредности. Ненависть
можно обратить в любовь, следуя буддистскому учению, которое подчеркивает важность уважения к
окружающим и сострадания. Ненависть является одним из «трех огней», или помех росту.
Непостоянство (Impermanence).
Идея, что ничто не существует вечно, что все находится в
постоянном движении. Тем самым буддизм утверждает, что не может быть какой-то конечной или
неизменной истины. В буддистском мышлении непостоянство один из трех основных принципов
существования.
Неудовлетворенность (Dissatisfaction).
Представление, что причиной страдания, или
неудовлетворенности, является не внешний мир, а ограниченное эго каждого индивида. Человек может
испытать чувство удовлетворения, только изменив себя. Неудовлетворенность, охватывающая
рождение, смерть, увядание, боль и само существование, является одним из фундаментальных
буддистских понятий.
Отсутствие «я» (Selflessness).
Представление, что не существует какого-то вечного «я» или
бессмертной души, присутствующих в каждом индивиде. Концепция непостоянства распространяется
также и на наше самое сокровенное «я».
Просветление (Enlightenment).
Динамичное, эволюционирующее состояние ума, которое
достигается самодисциплиной, медитацией и осознанием нереальности «я». Оно способствует
восприятию истины учения Будды. Его также называют состоянием «совершенного покоя и гармонии».
Аннотированная библиография
Conze, E. (1959a). Buddhism: Its essence and development. New York: Harper & Row.
Обзор основных буддийских традиций.
Conze, E. (Trans.). (1959b). Buddhist scriptures. Baltimore: Penguin Books.
Хорошее собрание различных буддийских текстов.
Kapleau, P. (Ed.). (1965). The three pillars of Zen. Boston: Beacon Press.
Книга включает лекции по обучению и медитации, предлагаемые современным учителем дзэн, а
также описания тренингов по дзэн их непосредственными участниками.
Kennett, J. (1976). Zen is eternal life. Berkeley, СA: Dharma Publishing.
Книга включает прекрасное введение в теорию дзэн-буддизма, две недавно переведенные
классические книги по дзэн, а также свод основных дзэнских текстов и описания церемоний. Для
серьезно изучающих дзэн.
Kennett, J. (1977). How to grow a lotus blossom, or how a Zen Buddhist prepares for death. Mount Shasta,
CA: Shasta Abbey Publishing.
Описание мистического опыта учителя дзэн, включающее опыт прошлых жизней и глубинную
духовную и телесную трансформацию.
Lal, P. (Trans.). (1967). The Dhammapada. New York: Farrar, Straus & Giroux.
Хороший перевод одного из основных буддийских текстов.
Reps, P. (Ed.), (n.d.). Zen flesh Zen bones. New York: Doubleday (Anchor Books).
|