В психологии в настоящее время модно и в то же время вполне справедливо признавать, как
мало мы на самом деле знаем и что для того, чтобы понять человеческое поведение, требуется очень
много исследований. Суфизм же, с другой стороны, уверенно заявляет, что существуют учителя,
знающие самое важное, то есть наставники, могущие передать своим ученикам знание того, как
пробудиться к своему подлинно естественному состоянию и стать настоящими людьми. Суфизм не
стремится объяснить все проблемы, связанные с человеческим поведением, его задача заключается в
том, чтобы дать полезное знание, знание, которое поможет человеку понять самого себя, собственную
личность и ее границы, а также поможет ему обнаружить в себе божественную искру.
Не существует какого-то одного определенного подхода к учениям суфизма, и не все в этих
учениях передается словами. Мудрость суфизма может принимать различные формы, включая рассказы,
стихи, религиозные церемонии, упражнения, лекции или занятия, здания специального назначения,
различные святыни и места поклонения, движения танца и молитву.
Суфизм часто описывается как тропа.
Эта метафора предполагает, что путь имеет начало и
направление. Следуя по этой тропе, каждый может познать реальность. «Настоящее самопознание
заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: Что ты из себя представляешь и откуда
пришел? Куда ведет твой путь и с какой целью ты живешь под солнцем? В чем твое истинное счастье и
горе?» (Al-Ghazzali, 1964 а, р. 19-20). И все же существует множество всяких ловушек, лишающих нас
способности, мотивов и даже желания искать этого знания.
В нашу книгу включается подборка материалов, могущих дать представление об учениях суфиев,
благоприятствующих духовному развитию. Представляя здесь суфизм, мы уделим внимание главным
образом одной фигуре, чья психологическая ориентация соответствует общему направлению подборки
текстов. Конечно, нельзя утверждать, что учение суфизма может представлять какой-то один учитель,
один подход, один набор верований. Количество учений и сочинений суфиев все возрастает, и все они
отличаются от нашей подборки, потому что к суфизму существуют разные подходы. В наших материалах
отражен исторический обзор (Arberry, 1970; Nicholson, 1964 а); философский подход (Burckhardt, 1968);
личностный, современный подход (Meher Baba, 1967, 1972; Pir Villayat Khan, 1974; Siraj-Ed-Din, 1970);
более эклектичные работы Фарзана (Farzan, 1973, 1974) и Перри (Perry, 1971); традиционные
представления (Nurbakhsh, 1978, 1979, 1981; Ozak, 1981, 1987, 1991 а, 1991 b).
Кроме того, суфизм серьезно изучают два психиатра А. Р. Арастех (A. R. Arasteh) и Анес Шейх
(Anees Sheikh). Они считают, что основные принципы занятий суфизмом сводятся к следующему (1989,
р. 148).
1. К истине (или к Богу) существует столько же путей, сколько людей в мире. Каждый путь
включает в себя преображение эго и служение творению.
2. Мы можем жить в гармонии с другими людьми, только если разовьем в своей душе чувство
справедливости. Это произойдет, если мы сумеем побороть свой эгоизм и невежество.
3. Любовь вот один из главных источников морали. Любовь возникает как результат работы
над собой и выражает себя в служении другим.
4. Главная истина заключается в самопознании. Познание себя вызревает в познание Бога.
Исторический экскурс
Историки обычно описывают суфизм как мистическую сердцевину ислама и относят его
появление на историческую арену приблизительно ко времени становления ислама как мощной
религиозной силы.
Суфизм наиболее характерен для Ближнего и Среднего Востока и стран ислама, но его идеи, его
обычаи, его учителей можно найти в Индии, в Европе, а также как в Северной, так и в Южной Америке
(Shah, 1964). Последователи суфизма встречаются среди представителей практически всех наций мира.
Как это происходит с любой истинно мистической традицией, суфизм изменял свою форму в
зависимости от культур и общественных укладов, в которых практиковался. Суфизм процветал в
большем количестве культур, чем любая другая духовная традиция, и поэтому он принял множество
разнообразных форм. В течение столетий группы последователей суфизма существовали на Ближнем и
|