понравиться другим и получить какое-то вознаграждение или похвалы.
Бедность может быть бедностью в самом буквальном смысле, то есть человек может вообще не
иметь или почти не иметь собственности, но цель заключается не в этом, а в том, чтобы ни к чему не
привязываться душой. «Если сердце свободно (от всего, кроме Бога), бедность не лучше богатства, а
богатство не лучше бедности» (Hujwiri, 1959, р. 24). Важно избавиться от стремления к богатству, а не
стремиться потерять собственность: «Свободное сердце важнее, чем пустые руки» (Rice, 1964, р. 42).
Другое название суфия факир (араб. faqir нищий, бедный). Духовная бедность это сердце,
в котором нет привязанностей к этому миру, сердце, которое открыто Богу и готовое наполниться
Богом.
Вера в Бога
Индивиды, которые уверовали в Бога,
принимают веру в единость Божества. На этой стадии
человек не ищет поддержки или утешения во внешнем мире, он ждет всего от Бога, а не от мира.
«Выше, чем состояние аскетизма, то состояние, в котором человек остается совершенно
равнодушен к тому, пришло к нему богатство или он потерял его. Если богатство приходит, он не
радуется, а если уходит, не печалится» (Al-Ghazzali, р. 206).
Газали описывает три различных уровня веры. Первый уровень напоминает то доверие, которое
вы чувствуете к умелому профессионалу, такому, как прекрасный врач или юрист. Второй уровень это
доверие ребенка к матери, когда он целиком и полностью полагается на нее. Третий уровень это
полное подчинение своей воли воле Господа подобно тому, как тело человека, из которого ушла жизнь,
подчиняется рукам, которые его обмывают. Что бы ни случилось, здесь нет сопротивления и каких-либо
ожиданий.
«Это не состояние ребенка, зовущего свою мать, оно подобно состоянию ребенка, который
чувствует уверенность в том, что если, даже он не зовет мать, она все равно знает, что с ним, что ему
нужно, и наблюдает за ним. Это самая высокая степень доверия Богу» (Al-Ghazzali in: Shafii, 1985, p. 227).
Это период активности, когда не время предаваться лени, быть пассивным или зависеть от чего-
либо. Равновесие между действиями для собственной пользы и верой в Бога отражено в изречении
Мухаммеда: «Веруй в Бога, но сначала привяжи своего верблюда». Вера возникает из предположения,
что усилия человека являются частью какой-то более обширной системы, детали которой от него
скрыты.
Любовь, томление, близость и удовлетворение
На стадии любви, томления, близости и удовлетворения развивающаяся личность имеет
только одно желание любить Бога; любить кого-то другого, кроме Бога, является «скрытой ересью».
Становится ясно, что это желание есть то единственное желание, которое существовало всегда. Все, что
было на более ранних стадиях: отказ от привязанностей к земным ценностям, преодоление жадности,
признание своих грехов все отходит в сторону, исчезает перед властью этого зрелого понимания.
Ощущение удовлетворения возникает из понимания того, что все, что с ним происходит
приятное и неприятное, исходит от Бога. Наслаждаясь любовью к Богу и ощущая свою близость к нему,
человек не может не чувствовать удовлетворения происходящим.
Намерения, искренность и правдивость
На стадии намерений, искренности и правдивости, наиболее важным становится стремление, а
не реальный поступок. Если намерения и стремления правильны, тогда поступки имеют не столь
большое значение. То есть важны не поступки сами по себе, а осознание их скрытого смысла.
Шейх Музаффер (Sheikh Muzaffer) говорил, что любой человек, прогуливаясь по бедным районам
города может воскликнуть: «Этим людям срочно нужна больница. Будь у меня миллион долларов, я бы
немедленно отдал бы их на строительство больницы». Если желание этого человека искренне, то
есть, если бы он или он вдруг стали обладателями миллиона долларов и сдержали свое слово в этом
|