Navigation bar
  Print document Start Previous page
 522 of 726 
Next page End  

понравиться другим и получить какое-то вознаграждение или похвалы.
Бедность может быть бедностью в самом буквальном смысле, то есть человек может вообще не
иметь или почти не иметь собственности, но цель заключается не в этом, а в том, чтобы ни к чему не
привязываться душой. «Если сердце свободно (от всего, кроме Бога), бедность не лучше богатства, а
богатство не лучше бедности» (Hujwiri, 1959, р. 24). Важно избавиться от стремления к богатству, а не
стремиться потерять собственность: «Свободное сердце важнее, чем пустые руки» (Rice, 1964, р. 42).
Другое название суфия — факир (араб. faqir — нищий, бедный). Духовная бедность — это сердце,
в котором нет привязанностей к этому миру, сердце, которое открыто Богу и готовое наполниться
Богом.
Вера в Бога
Индивиды, которые уверовали в Бога,
принимают веру в единость Божества. На этой стадии
человек не ищет поддержки или утешения во внешнем мире, он ждет всего от Бога, а не от мира.
«Выше, чем состояние аскетизма, то состояние, в котором человек остается совершенно
равнодушен к тому, пришло к нему богатство или он потерял его. Если богатство приходит, он не
радуется, а если уходит, не печалится» (Al-Ghazzali, р. 206).
Газали описывает три различных уровня веры. Первый уровень напоминает то доверие, которое
вы чувствуете к умелому профессионалу, такому, как прекрасный врач или юрист. Второй уровень — это
доверие ребенка к матери, когда он целиком и полностью полагается на нее. Третий уровень — это
полное подчинение своей воли воле Господа подобно тому, как тело человека, из которого ушла жизнь,
подчиняется рукам, которые его обмывают. Что бы ни случилось, здесь нет сопротивления и каких-либо
ожиданий.
«Это не состояние ребенка, зовущего свою мать, оно подобно состоянию ребенка, который
чувствует уверенность в том, что если, даже он не зовет мать, она все равно знает, что с ним, что ему
нужно, и наблюдает за ним. Это самая высокая степень доверия Богу» (Al-Ghazzali in: Shafii, 1985, p. 227).
Это период активности, когда не время предаваться лени, быть пассивным или зависеть от чего-
либо. Равновесие между действиями для собственной пользы и верой в Бога отражено в изречении
Мухаммеда: «Веруй в Бога, но сначала привяжи своего верблюда». Вера возникает из предположения,
что усилия человека являются частью какой-то более обширной системы, детали которой от него
скрыты.
Любовь, томление, близость и удовлетворение
На стадии любви, томления, близости и удовлетворения развивающаяся личность имеет
только одно желание — любить Бога; любить кого-то другого, кроме Бога, является «скрытой ересью».
Становится ясно, что это желание есть то единственное желание, которое существовало всегда. Все, что
было на более ранних стадиях: отказ от привязанностей к земным ценностям, преодоление жадности,
признание своих грехов — все отходит в сторону, исчезает перед властью этого зрелого понимания.
Ощущение удовлетворения возникает из понимания того, что все, что с ним происходит —
приятное и неприятное, исходит от Бога. Наслаждаясь любовью к Богу и ощущая свою близость к нему,
человек не может не чувствовать удовлетворения происходящим.
Намерения, искренность и правдивость
На стадии намерений, искренности и правдивости, наиболее важным становится стремление, а
не реальный поступок. Если намерения и стремления правильны, тогда поступки имеют не столь
большое значение. То есть важны не поступки сами по себе, а осознание их скрытого смысла.
Шейх Музаффер (Sheikh Muzaffer) говорил, что любой человек, прогуливаясь по бедным районам
города может воскликнуть: «Этим людям срочно нужна больница. Будь у меня миллион долларов, я бы
немедленно отдал бы их на строительство больницы». Если желание этого человека — искренне, то
есть, если бы он или он вдруг стали обладателями миллиона долларов и сдержали свое слово — в этом
Hosted by uCoz