похож на стадию, изображенную на картине «Верхом на буйволе домой» в толковании дзэн-буддизма.
Начинает проявляться эго «я», позволяя индивиду становиться ближе к Божественному.
Этот уровень нафс помогает человеку быть щедрым, признательным, верующим, способным
кому-то поклоняться. Об индивидах, которые с одинаковым спокойствием воспринимают и трудности и
полезное для них, можно сказать, что они достигли уровня удовлетворенного нафс. Развиваясь дальше,
этот уровень нафс может знаменовать период перехода. Душа теперь может начать «разъединяться» и
позволяет отмести все прежние заботы о самоограничении; душа может «объединиться вновь», но уже
как космическое «я» (Arasteh, 1973).
Благодарное нафс. На этой стадии индивид доволен не только своей судьбой, но и трудностями
и испытаниями в своей жизни, понимая, что все исходит от Бога. Восприятие мира в состоянии
благодарного нафс сильно отличается от восприятия его обычным человеком, основное стремление
которого поиски удовольствия и желание избежать боли. Иллюстрацией подобного состояния может
служить рассказ, используемый суфиями.
Однажды султан Махмуд из Газны поделился огурцом со своим самым преданным и любимым
слугой Айязом. Айяз выглядел счастливым, когда ел свою долю огурца, но когда султан откусил от своей
половины, огурец оказался таким горьким, что он сразу же его выплюнул.
«Как ты можешь есть такое горькое? удивился султан. На вкус огурец как мел или горький
яд!»
«Дорогой султан, ответил Айяз, я получал столько щедрот из ваших рук и наслаждался ими,
что теперь все, что бы вы мне ни давали, кажется сладким».
Человек, чья любовь и признательность Богу подобны верности Айяза, достиг стадии
благодарного нафс.
Нафс, благодарное Богу. Те, кто достиг этой стадии, понимают, что все, что дает силы
действовать, исходит от Бога, что сами они не могут ничего делать. Они больше ничего не боятся и ни о
чем не просят.
«Тропа суфизма это устранение любых помех, которые лежат между человеком и Богом» (Ozak,
1987, р. 1).
Эти люди достигли истинного внутреннего единства и целостности. Люди борются с этим
миром, потому что их сущность множественна. В разбитом зеркале можно увидеть сотни разных
отражений одного и того же предмета. Если восстановить зеркало, то оно будет отражать единый
цельный образ. Избавление от разнообразных противоречий внутри себя позволяет людям
воспринимать мир единым и целым.
Очищенное нафс. Те немногие, кто достиг этого конечного уровня полностью смогли выйти за
пределы своего «я». Не существует ни эго, ни отдельного «я», только единение с Богом. На этой стадии
индивид ясно понимает истину «Нет бога, кроме Бога». Новообращенный суфий теперь знает, что
существует только Божественное, что нет ничего, кроме Бога, и что любое ощущение индивидуальности
или самостоятельности это просто иллюзия. Эквивалентом этой стадии может служить стадия faпа,
описанная выше.
Стадии нафс параллельны стадиям развития, о которых говорилось выше. Каждая стадия роста
содержит побуждения, которые противоречат требованиям данной стадии. Конфликт приводит к
развитию, если нафс (низшая форма личности) подавлено; если же нафс преобладает, то развитие
личности отбрасывается назад.
Структура
Тело
Газали считает, что тело следует рассматривать как средство для перевозки, а душу как ездока.
«Душа должна заботиться о теле, как паломник на пути в Мекку заботится о своем верблюде, но если все
время паломника уходит на то, чтобы кормить и холить верблюда, то караван уйдет без него и паломник
погибнет в пустыне» (1964 а, р. 49). Хорошее здоровье поощряется, так как при этом возможно
|