получить благодарность. Внутреннее значение бедности заключается в том, чтобы быть свободным от
желаний и привязанностей, чтобы человек мог приблизиться к Богу.
Свидетельствование. Цитирование основных догматов исламской веры. Приобщение к исламу
начинается с признания веры: «Нет бога, кроме Бога» и «Мухаммед слуга и пророк Бога».
Страх и надежда. Ощущение потери Бога (страх) и ожидание того, что усилия индивида
приведут его ближе к Богу (надежда). Этот страх похож на то, что чувствуют влюбленные, боясь
потерять своих возлюбленных. Надежда позволяет человеку явно увидеть самого себя, надеяться, что,
несмотря на его личные недостатки, для него возможно продвижение по духовной тропе.
Тарикат. Непроторенная тропа от оазиса к оазису в пустыне. Вторая стадия суфизма, она
относится к духовной практике учения.
Терпение и благодарность. Готовность принять тот факт, что усилия, предпринятые для
саморазвития, не будут немедленно вознаграждены (терпение), и оценка того, что человеку было дано
время для развития (благодарность). Благодарность связана с верой, что все, что происходит, приятное
или неприятное, исходит от Бога.
Удовлетворенное нафс. Четвертая стадия нафс (эго). Индивид пребывает в покое, старые
желания и привязанности больше не держат его.
Фана. Состояние единения или отстранения, при котором личность индивида кажется
растворенной во всем сущем. Фана
это разобщение представления индивида о своей личности,
социальной личности и ограниченном интеллекте. Состояние индивида таково, что его можно сравнить
с каплей воды, ощущающей себя частью океана.
Хакикат (истина). Истина третья стадия суфизма. Этот термин связан с личным пониманием
внутреннего значения руководства и учебной практики при обучении предшествующим стадиям
шариата и тариката. Духовная практика предшествует этой стадии.
Цель, искренность и правдивость. Скорее стремление к цели или намерению о действии, чем к
самому действию. Индивид ощущает, что он все больше осознает внутренние события и меньше
интересуется внешним поведением.
Шариат. Первая из четырех стадий суфизма. Она включает обучение морали, этике,
объективному опыту. По-арабски это слово значит «дорога», то есть путь, по которому любой может
пойти.
Аннотированная библиография
Al-Ghazzali, M. (1964). The alchemy of happiness (C. Field, Trans.). Lahore, Pakistan: Muhammad Ashraf.
Книга Аль-Газзали «Алхимия счастья» представляет собой сокращенный самим автором вариант
книги «Возрождение религиозных наук» (The Revival of Religious Sciences). Эта небольшая написанная
живым языком книга почти не содержит ссылок на чисто исламские идеи.
Al-Ghazzali, M. (1971). Ghazzali's Ihya Ulum-id-din (Alhaj Maulana Fazlul Karim, Trans.). Dacca,
Bangladesh: Mission Trust.
Единственный полный перевод на английский язык книги Аль-Газзали «Возрождение
религиозных наук» (The Revival of Religious Sciences).
Al-Ghazzali, M. (1972). The revival of religious sciences (ft. Behari, Trans.). Farnham, Surrey, England: Sufi
Publishing.
Лучший перевод наиболее значительных из основных работ Аль-Газзали. Фрагменты взяты
преимущественно из второй части «Возрождения религиозных наук».
Bakhtiar, L. (1987). Sufi: Expressions of the mystic quest. New York: Avon.
Новый символический, геометрический подход, множество иллюстраций.
Fadiman, J., & Frager, R. (Eds.). (1997). Essential Sufism. San Francisco: Harper San Francisco.
Широкое по охвату и доступное по уровню исследование сокровищ Суфизма. Более трехсот
прекрасных и вдохновенных работ, охватывающих всю историю суфизма, от насчитывающих
тысячелетие молитв до современной суфийской поэзии.
Frager, R. (1999). Heart, self, and soul: The Sufi psychology of growth, balance, and harmony. Wheaton, IL:
|