Глава 19. Рудольф Штейнер и Макс Гендель: теософская традиция
С. Рысев
От редактора
Настоящая глава представляет на суд читателя краткий очерк теософии в аспекте теории
личности. Будучи одной из попыток перевода религиозно-мистических учений Востока на язык
европейской культуры, теософия имеет отдаленное отношение к науке и выступает в роли
альтернативного знания, опирающегося на принципиально отличные от научных основания. В то же
время совершенно очевидно, что современные науки о человеке, изжив в себе химеры эмпиризма и
рационализма, нуждаются если не в диалоге с другими понятийными системами, то, по крайней мере, в
осознании факта своего с ними сосуществования. Если понимать слово «теория» более широко, чем это
определяется в русле общенаучной методологии, то сочетание «теория личности» окажется корректным
применительно к любой системе представлений о внутренней структуре человека. Речь идет об
определенном подходе к познанию личности, которое с равным успехом может происходить и в рамках
клинической психологии, и в ходе телесной практики дзэн-буддизма. Признание наукой сферы
иррационального в качестве своего значимого антипода может иметь глубокие последствия вплоть до
изменения характера научной эволюции.
[См., например, кн.: Капра Ф. Дао физики. М., 1994, автор
которой, известный физик-теоретик, проводит впечатляющие параллели между западным и восточным
типами мышления в сфере осмысления свойств физической реальности. Богатый опыт расширения
своих интересов в сторону паранаучных познавательных систем и практик автор обобщил в книге:
Капра Ф. Уроки мудрости. М., 1996.] Для психологии опытимистических практик, принципиально не
разделяющих телесное и духовное, представляет бесспорный интерес. Не будем забегать вперед,
предотвращая протест со стороны теоретика-традиционалиста. Напомним, что восприятие
непривычного происходит, как правило, в три этапа. На первом мы говорим: это полная чушь. На
втором: в этом что-то есть. И наконец, на третьем: это превосходно.
Хотелось бы надеяться, что догматизм, изначально присущий теософии, не будет воспринят как
существенное отличие от психологии, обреченной наряду с другими гуманитарными науками делать
культ из собственной бездоказательности и приблизительности. Отличие располагается в другой
плоскости, а именно, в плоскости языка, который в одном случае берет на себя описательную функцию,
а в другом предписательную. В связи с этим психология как наука не имеет конкретной цели (речь не
идет о психотерапии, т. е. о чисто практическом применении данных психологии), тогда как теософия,
подобно любой другой мистической доктрине, направлена на непосредственное совершенствование
каждого индивида в отдельности. В остальном же в случае теософии мы сталкиваемся с очередной
попыткой синтеза западной логики и восточной интуиции, который, несмотря на свою известную
утопичность, тем не менее представляет своеобразный «коллекционный» интерес.
Остается добавить, что за содержательную сторону публикуемого текста редактор
ответственности не несет.
Я. Л.
Введение
Корни теософского учения весьма многочисленны и ведут к различным религиозным системам и
историческим эпохам, но собственно теософией принято именовать учение русской путешественницы и
писательницы второй половины XIX века Елены Петровны Блаватской. Проведя много лет в
странствиях по Востоку, она познакомилась с местными религиозными традициями, а затем попыталась
совместить их с западным, условно говоря, «околонаучным» образом мышления, а также с традициями
европейской мистики. В 1875 году в Нью-Йорке при ее непосредственном участии было основано
Теософское общество. Вершиной ее подвижнической деятельности стала книга «Тайная доктрина»
|