(Fromm, 1973).
Злокачественный нарциссизм
В своей мягкой форме нарциссизм (narcissism)
выражается в повышенном внимании к
собственной персоне, собственному телу, забота о котором пересиливает остальные жизненные
потребности. Как и некрофильские тенденции, нарциссизм может в той или иной степени проявляться
в поведении любого индивида. Однако в злокачественном проявлении нарциссизм приводит к тому,
что индивид игнорирует все, не имеющее к нему прямого отношения. Внимание нарцисса
сосредоточено исключительно на самом себе, причем его чувствительность в отношении собственного
тела ведет к ипохондрии, гипертрофированному беспокойству за свое физическое и моральное здоровье.
«Мера нарциссизма определяет у человека двойной масштаб восприятия. Лишь то имеет значимость,
что касается его самого, а остальной мир в эмоциональном отношении не имеет ни запаха, ни цвета; и
потому человек-нарцисс обнаруживает слабую способность к объективности и серьезные просчеты в
оценках» (Fromm, 1973). Нарцисс охвачен глубоким чувством вины за свои прошлые прегрешения.
Происходит это вот почему. Поскольку он воспринимает себя как идеальную личность, любая критика в
его адрес встречает гневное сопротивление. Если нарцисс сознает неопровержимость критики, он
направляет свой гнев в глубь себя и в результате погружается в депрессию, его охватывает чувство
собственной бесполезности, которое есть не что иное, как бессознательное проявление нарциссизма.
«Такие люди страшно ревнивы (им хочется сохранить свое исключительное положение) и
одновременно они очень неуверенны в себе и тревожны, когда надо решить конкретную задачу. И хотя
не всегда они обязательно терпят крах, но размер успеха никогда не равен самомнению нарцисса,
который откровенно заявляет о своем превосходстве над всеми (хотя испытывает неосознанное чувство
подчиненности)» (Fromm, 1973).
Инцестуальный симбиоз
Третья из рассматриваемых Фроммом патологий это инцестуальный симбиоз (incestuous
simbiosus),
т. е. чрезмерная зависимость от матери или человека, который ее заменяет. Инцестуальный
симбиоз является одной из форм фиксации на матери. Мужчины с таким психическим отклонением
нуждаются в женщине, которая будет заботиться о них, создавать им комфорт, восхищаться ими; они
могут испытывать страх, тревогу и даже впасть в депрессию, если их желания не исполняются.
Подобное состояние не приносит особого вреда и в целом не препятствует нормальному течению
повседневной жизни. Однако люди, подверженные инцестуальному симбиозу, настолько зависят от
хозяина
человека, который заменяет им мать, что практически теряют свою индивидуальность.
Инцестуальный симбиоз возникает у младенца как естественная привязанность к матери, более
основательная, нежели сексуальный интерес, развивающийся, как правило, на эдипальной стадии.
«Нормальные инцестуозные узы это естественная стадия в развитии индивида, в то время как
злокачественные инцестуозные влечения патологическое явление, которое встречается там, где
развитие нормальных инцестуозных связей оказалось каким-то образом нарушено» (Fromm, 1973).
Фромм больше соглашался с Салливаном, чем с Фрейдом, когда утверждал, что привязанность к
матери основана на потребности в безопасности, а не на потребности в сексе. «Сексуальные стремления
являются не причиной фиксации на матери, а результатом этой фиксации» (Fromm, 1964, р. 99).
Люди, живущие в отношениях инцестуального симбиоза, испытывают сильную тревогу и страх,
если этим отношениям что-либо угрожает, они считают, что не способны жить без человека,
заменяющего им мать. Хозяином для таких людей может служить не только другой человек, но и семья,
клан, церковь, страна. Инцест отрицательно сказывается на умственных способностях человека, делает
его неспособным к настоящей любви и препятствует достижению независимости и личностной
целостности.
Фромм писал по этому поводу:
«Тенденция оставаться привязанным к матери или человеку, ее заменяющему, а также к семье,
племени является врожденной для всех людей. Она контрастирует с другой не менее естественной
|