Navigation bar
  Print document Start Previous page
 576 of 726 
Next page End  

других диссоциированных реакций. Салливан считал, что этому кошмарному опыту всегда
предшествует предупреждение. Когда взрослые испытывают внезапную сильную тревогу, их
охватывает чувство панического страха. Несмотря на то что эти переживания делают людей
неспособными участвовать в межличностных отношениях, они служат ценным сигналом,
предупреждающим о приближении шизофренических реакций. Эмоция панического страха может быть
испытана во сне или иметь форму приступов ужаса, отвращения, озноба.
Персонификации идола
Если потребность в общении почему-то невозможно полностью удовлетворить, то дети часто
придумывают себе воображаемых товарищей (imaginary playmates), которые могут быть для ребенка так
же важны, как и реально существующие. Эти воображаемые товарищи являются формой
персонификации идола (eidetic personifications). Дети выдумывают несуществующих в действительности
людей или черты характера с целью защиты самооценки.
Таким образом, не все межличностные взаимодействия в реальности происходят между людьми.
Персонификации идола присущи не только детям: большинство взрослых склонны приписывать
окружающим людям черты характера, которыми те не обладают. Персонификации идола могут вызвать
конфликт в межличностных отношениях, когда люди проецируют воображаемые черты характера на
других; персонификации препятствуют общению, мешают людям находиться на одном уровне знания.
Развитие личности
Салливан (1953) описал шесть этапов развития, каждый из которых является критическим в
формировании личности человека: младенчество, детство, ювенильная эра, предъюностъ, ранняя
юность, поздняя юность. Седьмой период, зрелость (adulthood)
это результат постепенного
восхождения, трансформации, которая происходит с человеком благодаря межличностным отношениям.
Изменения личности могут происходить в любое время, но все же чаще всего они происходят
при переходе с одного этапа развития на другой. На самом деле эти пороговые периоды являются более
критическими, чем сами этапы. В течение переходных периодов переживания, первоначально
являющиеся диссоциированными или селективно игнорируемыми, могут становиться частью Я-
системы.
Младенчество (infancy)
продолжается от рождения до появления артикулированной речи. На
этом этапе появляются описанные выше персонификации мать-плохая и мать-хорошая, а
также
ранние персонификации Я.
Происходит переход от прототаксического к паратаксическому уровню
знаний, возникают зачатки Я-системы. В этот период основные межличностные отношения младенца
— отношения с матерью, а главный источник тревоги процесс кормления.
Переход от младенчества к детству (childhood) происходит благодаря овладению языком. От
прототаксического и паратаксического уровней ребенок возвышается до синтаксического уровня
знаний. Детство продолжается от появления артикулированной речи до возникновения потребности в
товарищах по играм, когда возможно возникновение персонификации идола.
На этом этапе самыми
важными межличностными отношениями для детей являются отношения с матерью, укрепляется Я-
система и,
как пишет Салливан, происходит «непроизвольная замена поведенческого паттерна,
столкнувшегося с тревогой или вступившего в противоречие с Я-системой, на социально более
приемлемый паттерн, удовлетворяющий той части мотивационной системы, которая стала причиной
проблемы» (1953, р. 193).
Ювенильная эра (juvenile era) период социализации, формирования стереотипов и установок.
В это время появляются представления о жизненной ориентации. Ювенильная эра охватывает большую
часть школьной жизни.
Следующий период — предъюность (preadolescenсе). На этом периоде происходит становление
отношений равенства, взаимности, в отношениях со сверстниками своего пола формируется динамизм
близости.
«Человек ориентируется в жизни в той мере, в какой может сформулировать или интуитивно
Hosted by uCoz