исследование, подробный опрос и заключение.
Первая стадия, формальное вступление,
представляет
собой краткий обзор знакомство с пациентом, выяснение причин обращения к психотерапевту и т. д.
Первичный контакт крайне важен, поскольку на этом этапе психотерапевт пробуждает у пациента
доверие, выясняет причины обращения к нему, делает первые выводы и разрабатывает курс лечения.
На стадии исследования психотерапевт получает подробную информацию о жизни и проблемах
пациента, задавая открытые вопросы, на которые пациент отвечает не задумываясь, наугад, пока
наконец его мыслеобразы не сосредоточатся на какой-нибудь одной важной проблеме. Стадия
исследования обычно длится от 7 до 15 часов, но может иметь продолжительность и 20 минут, если
терапия состоит из одного интервью. На этой стадии психотерапевт анализирует полученные данные,
после чего пациент вносит в них поправки и добавления.
Третья стадия, подробный опрос
период проверки предположений, выдвинутых во время
первых двух стадий. Психотерапевт пытается глубже понять пациента, задавая ему конкретные вопросы,
требующие подробных ответов. Как правило, эти вопросы касаются личных проблем и жизни пациента,
его отношения к себе и окружающим людям. Психотерапевт внимательно оценивает все возможные
значения ответов на эти вопросы и пытается сопоставить их с данными, полученными на предыдущих
стадиях.
Четвертая, и последняя, стадия психотерапевтического интервью, называется заключением или в
некоторых случаях перерывом. Заключение означает, что встречи с пациентом завершены; перерыв
предполагает, что завершено лишь текущее интервью и оно может быть продолжено на следующий
день, на следующей неделе или в другое назначенное время. Во время каждого перерыва психотерапевт
дает пациенту «домашнее задание» что-нибудь сделать или вспомнить. На стадии заключения или
перерыва психотерапевт делает выводы о том, достиг ли пациент какого-либо прогресса, делится ими с
пациентом, дает ему рекомендации и формально завершает встречи. Завершать встречи нужно очень
мягко, иначе все полученные результаты могут быть утеряны.
Итоги главы
- Салливан различал два вида переживаний
напряжения и трансформации энергии.
Напряжения, или потенциальные возможности действий, включают в себя напряжения, связанные с
потребностями, и напряжения, связанные с тревогой.
- Потребности имеют биологическую природу, но многие из них возникают из межличностных
ситуаций. Потребности являются полезными и согласовывающими, когда они удовлетворяются, тревога
же всегда рассогласовывающая.
-
Трансформации энергии подразумевают преобразование энергетического потенциала в
конкретные действия, направленные на удовлетворение потребностей или снижение уровня тревоги.
-
Тревога оказывает огромное влияние на межличностные отношения и является главной
причиной большей части психологических страданий. Межличностные отношения также могут рождать
тревогу или же вести к психологическому росту, который понижает ее уровень.
- Салливан делал различие между поисками безопасности и поисками удовлетворения.
Действия, направленные на обеспечение безопасности, связаны с опытом межличностных
взаимодействий; удовлетворение же является конечным состоянием, связанным с такими
физиологическими факторами, как пища, вода, сон, сексуальное влечение и одиночество.
- Первым этапом развития человеческой личности является младенчество период,
продолжающийся от рождения до развития синтаксической речи. В этот период основные
межличностные отношения младенца отношения с матерью, а главный источник тревоги процесс
кормления.
-
Детство начинается с развитием синтаксического языка и продолжается до 56-летнего
возраста. На этом этапе самыми важными межличностными отношениями для детей являются
отношения с матерью, хотя дети часто выдумывают отношения и с воображаемыми товарищами. Эти
вымышленные отношения могут иметь положительный и продолжительный эффект в процессе
дальнейшего развития ребенка.
|