смысле они влияют на нас так же, как и запланированные события. Как только случайная встреча
происходит, человек начинает строить свое поведение по отношению к новому знакомому на основе
истории своих предыдущих подкреплении, ожидании от этого знакомства и реакции на него других
людей.
Система «я»
Будучи убежденным бихевиористом и в первую очередь интересуясь человеческим поведением,
Бандура не был склонен рассматривать, подобно К. Роджерсу, сложные концепции личности, а
утверждал, что существуют лишь отдельные самопредписания (self-precepts). Так же как и Б. Ф. Скиннер,
Бандура отказывается признавать существование внутри нас автономного агента, который формирует
наше поведение так, чтобы оно соответствовало изначальной концепции себя. Но, хотя у человека и нет
независимого «я», способного манипулировать окружающей средой с помощью волевых усилий, он все
же имеет возможность саморегуляции.
«Если бы наше поведение определяли только внешние награды и наказания, люди вели бы себя
как флюгера» (Bandura, 1986, р. 335).
Используя рефлективное мышление, он может управлять событиями окружающей среды и
производить своими действиями какие-то результаты. Кроме того, хотя личностные характеристики
являются в значительной степени результатом научения и могут быть достаточно сложными и
разнообразными внутри одной личности, в речи, самовыражении, чертах поведения есть некая
последовательность, которую трудно объяснить только условиями окружающей среды. Личность играет
очень важную роль в теории реципрокного детерминизма, и Бандура постулировал существование
некой системы «я» (self system),
действующей на основе как поведения, так и окружающей среды
набора когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию поведения. Система «я»
позволяет нам видеть и выражать в символах наше поведение, а также оценивать его на основе как
воспоминаний о прошлых подкрепленных или неподкрепленных действиях, так и предполагаемых
будущих результатов. Затем, используя эти когнитивные процессы в качестве отправной точки, мы
можем в какой-то мере осуществлять самоуправление и саморегуляцию (self-regulation).
Именно саморегуляция и самоэффективность являются важнейшими внутренними факторами,
влияющими на человеческое поведение.
Саморегуляция
По Бандуре, саморегуляция это одна из важнейших характеристик человеческой личности,
влияющих на поведение. В рамках реципрокного детерминизма, люди реактивно (reactively) пытаются
уменьшить расхождение между своими достижениями и своей целью, и, уничтожив это расхождение,
проактивно (proactively) ставят перед собой новые, более высокие цели.
«Люди побуждают себя к действию и управляют собственными действиями путем проактивного
руководства (proactive control), устанавливая себе цели, которые создают положение неравновесия, а
затем мобилизуя свои способности и усилия на основе предварительных оценок того, что требуется для
достижения цели» (1994 b, р. 63).
Предположение Бандуры, что люди ищут состояния неравновесия, похоже на концепцию
Скиннера, согласно которой люди побуждаемы стремлением создавать напряжение, по крайней мере, в
той же степени, что и стремлением уменьшать его.
Бандурой были выделены две группы взаимовлияющих факторов саморегуляции внешние и
внутренние. Во-первых, у нас есть некоторая способность манипулировать внешними факторами,
которые включаются в схему реципрокного взаимодействия. Во-вторых, мы можем следить за своим
поведением и оценивать его в свете как близких, так и дальних целей.
В качестве внешних факторов саморегуляции Бандура выделяет стандарты, по которым мы
можем оценивать свое поведение. Эти стандарты создаются не одними только внешними силами.
Явления окружающей среды взаимодействуют со свойствами личности, формируя индивидуальные
стандарты оценки. Из наставлений родителей и учителей мы узнаем о ценности честного и
|