Navigation bar
  Print document Start Previous page
 592 of 726 
Next page End  

Они могут использовать протест, социальную активность или даже силу, чтобы добиться необходимых
перемен, но если все их попытки проваливаются, тогда, как предполагает Бандура, они либо откажутся
от своего способа действий и найдут другой, либо будут искать более благоприятную среду. И наконец,
когда низкая самоэффективность сочетается с неблагоприятной окружающей средой, человек ощущает
апатию, считает себя беспомощным и склонен мириться со своим положением. Например, мелкий
служащий с низкой самоэффективностью, знающий, как трудно стать президентом компании, будет
чувствовать нерешительность, не захочет и не сможет предпринимать какие-либо реальные попытки
добиться аналогичных, но меньших целей.
Но хотя представления самоэффективности оказывают мощное влияние на нашу деятельность,
нельзя тем не менее считать, что поведение определяется только этими представлениями.
Самоэффективность, совместно с окружающей средой, предыдущим поведением и другими
характеристиками личности, среди которых особенно важны ее ожидания относительно результатов
своих действий, определяют наше настоящее поведение.
В тройственной модели реципрокного детерминизма, согласно которой окружающая среда,
поведение и личность взаимно влияют друг на друга, самоэффективность относится к характеристикам
личности (P).
Факторы самоэффективности
Самоэффективность возникает, увеличивается или уменьшается в зависимости от одного из
четырех факторов или от их комбинации: (1) опыта непосредственной деятельности, (2) косвенного
опыта, (3) мнения общества, (4) физического и эмоционального состояния человека (Bandura, 1995 а).
Информация о себе самом и об окружающем мире, полученная из перечисленных источников,
обрабатывается сознанием и, совместно с воспоминаниями о прошлом опыте, воздействует на
представления о самоэффективности. Кроме того, самоэффективность подвергается влиянию
внутренних стандартов поведения.
Непосредственный опыт
Наиболее сильное воздействие на самоэффективность оказывает опыт непосредственной
деятельности (mastery experiences),
то есть воспоминания о том, что нам приходилось делать в
прошлом (Bandura, 1986, 1995 а). Как правило, успешные действия повышают самоэффективность, тогда
как неудачи способны понизить ее. Из этого общего утверждения следуют шесть выводов.
«Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный
сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения и осознанно
репетируют успешные решения потенциальных проблем» (A. Bandura «Regulation of cognitive processes
through perceived self-efficacy», DP ¹ 25, 1989, p. 729).
Во-первых, успешное выполнение задачи повышает самоэффективность в прямой зависимости
от ее сложности. Хорошо подготовленный теннисист не увеличит намного свою самоэффективность,
выиграв у заведомо более слабого партнера, но значительно повысит ее, сыграв вничью с сильным
соперником.
Во-вторых, успех, достигнутый самостоятельно, имеет большее воздействие, чем то, что
совершено с посторонней помощью. Победа команды в спортивном соревновании меньше воздействует
на личную эффективность игроков, чем индивидуальные спортивные достижения. В-третьих, неудача
больше всего понизит самоэффективность тогда, когда мы знаем, что провалили свою лучшую попытку.
Когда мы делаем что-то вполсилы и терпим неудачу, это не так уменьшает нашу самоэффективность, как
когда мы прилагаем все старания и все равно у нас ничего не получается. В-четвертых, если мы
волновались или были чем-то огорчены, когда потерпели неудачу, то она меньше повлияет на нашу
самоэффективность, чем если бы мы чувствовали себя в это время хорошо. В-пятых, неудачи в том
возрасте, когда человек уже имеет твердые представления о собственной состоятельности, действуют не
так сильно, как неудача, пережитая в раннем детстве. И шестое — случайные неудачи не оказывают
большого воздействия на самоэффективность, особенно у людей, которым свойственна уверенность в
Hosted by uCoz