Так же как и другие регионы жизненного пространства, регионы внутренней сферы могут иметь
жесткие границы и быть изолированными от соседних регионов. Подобная изоляция свойственна
некоторым детям, растущим в семьях алкоголиков. Регион «я имею к этому отношение» может иметь
настолько непроницаемые границы, что даже если в присутствий ребенка отец (или мать) ведет себя
совершенно невыносимо с точки зрения постороннего человека, ребенок продолжает заниматься
своими делами как ни в чем не бывало.
Внутренняя сфера жизненного пространства может в определенный момент времени
увеличиваться (вплоть до всего пространства), а в какой-то момент уменьшаться. В каких-то
ситуациях некоторые зоны «я» являются общедоступными, а в каких-то совершенно закрытыми для
общества. Так или иначе они обязательно должны быть учтены при анализе жизненного пространства
человека.
Поведение ведущего группы
Где бы сам Левин ни работал: в Берлине, Корнелле или Массачусетском институте, ему везде
удавалось расположить к себе людей и сплотить группу единомышленников. Оказываясь в роли
руководителя, Курт Левин всегда строил с подчиненными демократические отношения. Ученый сам
говорил, что лучше всего думает, когда общается с коллегами в обычной обстановке. Действительно,
многие положения, исследования были разработаны Куртом Левиным не за рабочим столом, а в кафе, в
непринужденной беседе с коллегами и учениками. Анита Карстен писала, что «работа с Левиным была
одной долгой дискуссией» (Hothersall D., 1995, р. 242).
Поэтому и как руководитель тренинговой группы он предпочитал демократические отношения,
подразумевавшие: участие группы в принятии решений, предоставление возможности высказаться
каждому, организацию обратной связи и уважение к личности.
Некоторые исследования
Исследование незавершенных действий
Левин полагал, что существует состояние равновесия между человеком и его психологическим
окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность, которая побуждает к
определенным изменениям, ведущим к восстановлению баланса. Поведение представляет собой
чередование циклов возникновения напряженности и последующих действий по его снятию. Поэтому
всякий раз, когда у человека возникает некая потребность (состояние напряженности), он своими
действиями старается «снять» это напряжение и восстановить внутреннее равновесие. Если по какой-то
причине напряжение не снижается, система остается неразряженной.
Б. В. Зейгарник (1981) вспоминает случай в ресторане, когда Левин, подозвав официанта,
который еще не выполнил заказ, попросил того вспомнить, что нужно подать к определенному столику.
Несмотря на то что официант обслуживал несколько столиков, он безошибочно воссоздал в своей
памяти тот заказ, который еще не выполнил. Когда же Курт Левин попросил его вспомнить, что
заказывала покидающая ресторан пара, официант весьма сбивчиво смог вспомнить, какие блюда он
принес для уходящих посетителей. И это после того, как он несколько раз подходил к ним, приносил и
уносил тарелки. Объяснить этот феномен можно было только тем, что в основе воспроизведения лежит
напряженная система. Если система «разряжена», потребность вспоминать заказ пропадает. Теперь это
предположение необходимо было проверить экспериментально.
Б. В. Зейгарник, ученица Левина, осуществила экспериментальную проверку вышеизложенной
гипотезы. В 1927 году она провела опыт, в процессе которого участникам предлагался некоторый набор
задач. После того как они решали несколько из них, работа искусственно прерывалась. Таким образом,
участники не решали весь намеченный набор задач. Гипотезы этого исследования были следующими:
«- Напряженное состояние возникает тогда, когда человек получает задание для выполнения.
- Когда задание выполнено, напряжение снижается.
|