Rotter J. B. & Hochreich E. J., (1975). Personality. Glenview, IL: Scott, Foresman.
Zuroff D. C. & Rotter J. B. (1985). A history of the expectancy construct in psychology. In J. B. Dusek (Ed.)
Teacher expectancies (p. 7-36), Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Глава 25. Уолтер Мишел и когнитивно-аффективная теория личности
Д. Чернышев
Когнитивно-аффективная теория (cognitive-affective theory)
Мишела имеет много общего с
социально-когнитивной теорией Бандуры и с теорией социального научения Роттера. Как и Бандура и
Роттер, Мишел полагал, что когнитивные факторы, такие как ожидания, субъективные предпочтения,
ценности, стремления и личные стандарты играют важную роль в формировании черт личности.
Признавая вслед за другими теоретиками, такими как Айзенк и Кэттелл, существование персонального
набора черт у каждой личности, Мишел тем не менее считал, что психологам следует сместить акцент с
рассмотрения глобальных черт, выводимых из поведения, на когнитивную или мыслительную
деятельность и на конкретные ситуации, в которых действует человек.
«Фокус смещается с попыток сравнения и обобщения, предназначенных выяснить, что различные
люди «представляют собой», на оценку того, что они делают действительно или мысленно по
отношению к психологической ситуации, в условиях которой они это делают» (Mischel, 1973, р. 265).
Мишел постулирует, что у человека существует довольно много основных черт личности,
которые могут быть стабильными в течение длительного периода времени. Его неприятие
использования черт в качестве предпосылок поведения основано не на их нестабильности во времени, а
на непоследовательности их проявления в разных ситуациях. Конкретная ситуация взаимодействует с
интересами, целями, ожиданиями, компетентностью и другими свойствами личности, определяя
поведение. Мишел придерживается точки зрения, что личность и ситуация взаимозависимы
поведение человека отчасти создает ситуации, в которые он попадает, а ситуации влияют на поведение
людей. Уникальным вкладом, сделанным Уолтером Мишелом в психологию, стало его изучение
парадокса последовательности (consistency paradox),
приведшее к созданию теории о
последовательности и непоследовательности в поведении, разработка концепции когнитивно-
аффективной системы (cognitive-affective personality system),
а также ставшее классическим
исследование отсрочки удовлетворения (delay of gratification).
Биографический экскурс
Уолтер Мишел родился в Вене 22 февраля 1930 года. Он и его старший брат Теодор,
впоследствии занимавшийся философией науки, росли в богатой буржуазной семье, их дом стоял
невдалеке от дома Фрейда. Спокойствие детства было разрушено в 1938 году нацистским вторжением.
В том же году семья Мишела покинула Австрию и переселилась в Соединенные Штаты. Поездив
некоторое время по стране, они в 1940 году обосновались в Бруклине, где Уолтер окончил начальную и
среднюю школу. Прежде чем ему удалось получить стипендию для обучения в колледже, его отец
неожиданно тяжело заболел, и Уолтеру пришлось добывать деньги различными случайными
заработками. В конце концов ему удалось поступить в Нью-Йоркский университет, где он страстно
заинтересовался искусством (живописью и скульптурой) и делил свое время между искусством,
психологией и жизнью в Гринвич Виллидже.
Гуманистические наклонности будущего ученого усилились после знакомства с произведениями
Фрейда, экзистенциальных мыслителей и поэтов; может быть, из-за этого курс «Введение в
психологию», который Мишел слушал в колледже, привел его в ужас и показался очень далеким от
повседневной жизни людей, ведь там изучалось практически только поведение крыс! Окончив
Университет, Мишел поступил в магистратуру Городского колледжа Нью-Йорка (City College of New-
York) по специальности «клиническая психология». Готовясь к получению степени магистра, он в то же
время служил социальным работником в трущобах Нижнего Ист-Сайда, и эта работа вызвала в нем
|