Navigation bar
  Print document Start Previous page
 686 of 726 
Next page End  

Eysenck H. J., (1995). Genius: The Natural History of Creativity, Cambridge: Camridge University Press.
Eysenck H. J., & Grossarth-Maticek, (1991). Creative novation behaviour therapy as a prophylactic treatment
for cancer. Behaviour Research Therapy, 29, 17-31.
Feist J., Feist G., (1998). Theories of Personality, McGraw-Hill.
John O. P., (1990). The «Big Five» factor taxonomy. New York: Guilford Press.
Глава 28. Гордон Оллпорт и психология индивидуальности
Д. Чернышев
Теория Гордона В. Оллпорта представляет собой соединение гуманистических и
индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Она подчеркивает уникальность
психически здоровых индивидуумов, проактивно (proactively)
стремящихся к своим сознательно
(consciously)
поставленным целям. Оллпорт критиковал существующие теории личности за то, что они
упускали из виду нормального, психически здорового человека и придавали слишком большое значение
бессознательно определяемым процессам.
Целью Оллпорта было дополнить, а не заменить открытия психоанализа, теорий «стимула-
реакции», оперантного обусловливания и социальной психологии. Он полагал, что исчерпывающая
теория личности должна быть основана на объединении достижений психоанализа, теории научения,
социальной психологии и теории черт, так же как и его собственной психологии индивидуальности
(psychology of the individual). Порой кажется, что, в противовес психоанализу и бихевиоризму, возникшему
из изучения поведения животных, психология индивидуальности Оллпорта часто нарочно старается
придерживаться точки зрения, диаметрально противоположной этим и другим «реактивным» (reactive)
теориям. Однако намерение Оллпорта состояло в том, чтобы переместить маятник назад в среднюю
позицию, которую, возможно, даже он сам находил более сбалансированной, чем защищаемая им
иногда индивидуалистическая точка зрения.
Оллпорт был эклектиком, поэтому многое из того, что им написано, противоречит одно другому
или преувеличивает некоторые стороны явлений, но это не входило в намерения автора. Однажды он
даже сказал: «В глубине души я знаю, что мои оппоненты отчасти правы» (Allport, 1968, р. 405). Однако
созданная им теория действительно объединила в себе лучшие достижения предшественников, таких,
как Вильям Штерн, Уильям Джеймс и Уильям Мак-Дугалл, и в достаточно неожиданном направлении
продолжила разработку некоторых идей гештальт-психологии.
Биографический экскурс
Гордон Виллард Оллпорт (Gordon Willard Allport) родился 11 ноября 1897 года в городе
Монтесума, штат Индиана, он был четвертым и последним ребенком Джона и Нелли Вайс Оллпорт. Его
отец когда-то был бизнесменом, но к моменту рождения Гордона переквалифицировался во врача. За
отсутствием другого подходящего помещения доктор Оллпорт превратил свое жилище в миниатюрную
больницу, где постоянно находились и пациенты, и медперсонал. В своей автобиографии Оллпорт
писал, что его раннее детство «было окрашено ровным протестантским благочестием» (1967, р. 4).
Флойд, его брат, семью годами старше его, также ставший известным психологом, описывал их мать как
очень благочестивую женщину, придававшую большое значение религии. В прошлом школьная
учительница, она научила юного Гордона достоинствам правильной речи и порядочного поведения, а
также тому, как важно искать ответы на первоочередные вопросы веры.
К тому времени, когда Гордону было шесть лет, его семья, три раза переменив место жительства,
наконец обосновалась в Кливленде, штат Огайо. Юный Оллпорт рано проявил интерес к философским
и религиозным вопросам и был более склонен разговаривать, чем играть. Он описывал себя как
социально «изолированную» личность, определившую для себя собственный круг деятельности. Хотя он
и закончил школу вторым среди ста учеников, он не считал, что учился с большим воодушевлением.
Осенью 1915 года Оллпорт поступил в Гарвард, следуя по стопам своего брата Флойда,
Hosted by uCoz