нейропсихическую структуру (специфическую для каждого индивидуума), способную отвечать на
многие стимулы функционально одинаково, а также формировать последовательные (эквивалентные)
формы адаптивного и стилистического поведения и руководить этим поведением» (Allport, 1961, р. 373).
Единственное отличие от определения черты (см. выше) состоит в указании «специфическую для
каждого индивидуума». Это и есть важнейшее различие между личными диспозициями и общими
чертами. Личные диспозиции индивидуальны, общие черты присущи многим людям.
Предвидя возможность смешения используемого им понятия черт и личных диспозиций с
термином «аттитюд», Оллпорт писал:
«Оба понятия аттитюд и черта в психологии необходимы. Между собой они покрывают
главные типы диспозиций, с которыми оперирует психология личности. Следует указать, однако, что
понятие «аттитюд» связано с ориентацией людей относительно определенных аспектов окружающей
среды (включая людей, культуру и социум), оно предпочтительно для социальной психологии. А
психологию личности в первую очередь интересует структура индивидуума, и предпочтительнее
оказывается понятие «черта»» (Allport, 1961, р. 348).
Особой темой исследований стало для Оллпорта использование обозначений личных
диспозиций в естественном языке. Оллпорт и Одберт (Odbert) (1936) перечислили приблизительно 18
000 личных описательных слов из «Нового международного словаря Вебстера» (Webster's New
International Dictionary)
1925 года издания, примерно четверть из которых описывают свойства
личности. Некоторые из этих терминов, те, что обычно относят к чертам, описывают относительно
стабильные характеристики, такие, как «общительность» или «интровертность», другие, обычно
называемые состояниями, описывают временные характеристики, например «счастливый» или
«сердитый», третьи показывают оценочные характеристики, такие, как «неприятный» или «чудесный», а
все остальные относятся к физическим свойствам, например «высокий» или «полный».
Оригинальная концепция личных диспозиций, разработанная Оллпортом, включает в себя
трехуровневую структуру. Оллпорт рассматривал непрерывное множество личных диспозиций, начиная
с наиболее центральных и заканчивая теми, которые имеют лишь периферийное значение для человека.
При этом различают следующие уровни: кардинальные диспозиции (cardinal dispositions), центральные
диспозиции (central dispositions) и вторичные диспозиции (secondary dispositions). Кроме того, по степени
влияния на поведение личные диспозиции делятся Оллпортом на мотивационные (motivational)
и
стилистические (stylistic). Каждый человек обычно имеет около десяти диспозиций, которые являются
центральными для данной личности, и сотни менее важных, вторичных и стилистических.
Кардинальные диспозиции
Наиболее мощный по мотивации (и редко встречающийся) тип личной диспозиции это так
называемая кардинальная диспозиция (cardinal disposition). Некоторые люди обладают выделяющейся
характеристикой или главной страстью, настолько преобладающей, что она доминирует над всей их
жизнью. Кардинальные диспозиции столь очевидны, что их невозможно спрятать, почти все дела в
жизни человека вращаются вокруг одной кардинальной диспозиции. У большинства людей нет
кардинальной диспозиции, но существует небольшое количество людей, которые часто известны по
одной-единственной характеристике.
Оллпорт (1961) иллюстрировал понятие кардинальной диспозиции на примере исторических
личностей и литературных персонажей, обладающих такой выдающейся диспозицией, что их имена
стали нарицательными и от них образовались новые слова. Слова «донкихотский», «шовинистический»,
«садистский», «мазохистский», «донжуан» и тому подобные являются примерами таких кардинальных
диспозиций. Поскольку личные диспозиции индивидуальны и не повторяются ни в ком другом, только
Дон Кихот действительно вел себя по-донкихотски, только Нарцисс был абсолютно нарциссичен и
только маркиз де Сад обладал кардинальной диспозицией по отношению к садизму. Когда эти названия
используются для описания свойств других людей, они становятся общими чертами.
Центральные диспозиции
|