еще в конце прошлого века утверждавшего, что «окружающая среда» конструируется в сознании
индивида как некая первичная реальность, по отношению к которой природа является своеобразной
символической производной. Идеи Икскюля о зависимости образа природы от культурной установки
воспринимающего предвосхитили как более поздние тезисы феноменологии, так и выводы
современной биосемиотики, рассматривающей адаптацию организма и среды как двусторонний
коммуникативный процесс.],
или окружающая среда, вторая это Mitwelt (буквально: «вместе с
миром»), или структура отношений с другими людьми, и третья это Eigenwelt,
или структура
внутренних отношений человека с самим собой.
Umwelt
это мир объектов и вещей, существующих независимо от нас. Это мир природы и ее
законов, он включает наши биологические позывы, такие, как голод или желание спать, и такие
природные явления, как рождение и смерть. Мы не можем полностью изолироваться от этого мира и
должны учиться жить в нем и приспосабливаться к его изменчивому устройству. Umwelt
это та
невидимая целостность, с которой имел дело, в частности, классический психоанализ, работающий с
инстинктивным, бессознательным уровнем реакций. Однако, как известно, большая часть этих
бессознательных реакций является следствием скрытой работы сознания, осуществляемой помимо воли
индивида, но имеющей отчетливо культурное, а не природное происхождение. Вот здесь-то и
образуется сектор взаимного пересечения сфер Umwelt и Mitwelt,
между которыми порой трудно и
совершенно бессмысленно проводить строгую границу. Впрочем, если наши отношения с другими
качественно не отличаются от отношения к вещам, мы оказываемся заперты в своем Umwelt, который в
этом случае превращается в поле отчуждения. Мы должны относиться к другим людям как к людям, а не
как к вещам. Если мы обращаемся с людьми как с неживыми предметами, то мы живем исключительно в
Umwelt. Существенные различия между Umwelt и Mitwelt обнаруживаются при сопоставлении секса и
любви. Использованию другого в качестве инструмента сексуального удовлетворения или
воспроизводства противопоставлены ответственность и уважение к другой личности, готовность к ее
принятию и прощению. В то же время не всякое взаимодействие в мире Mitwelt обязательно
предполагает любовь. Более общим условием является уважение к Dasein другой личности. Теории
Салливана и Роджерса особенно подчеркивают важность связи между людьми и имеют дело в
основном с Mitwelt.
Взаимоотношения человека с самим собой составляют Eigenwelt.
Многие направления теории
личности не уделяют этому миру должного внимания. Между тем жить в Eigenwelt значит осознавать
себя как человеческое существо и понимать, что есть «я» по отношению к миру вещей и людей, то есть
поднимать один из ключевых вопросов, обсуждением которого занимается психологическая наука.
Здоровые люди живут в Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt одновременно. Они умеют приспособиться
к миру природы, взаимодействуют с другими как с себе подобными и ясно сознают, какую ценность
имеет их собственный опыт.
Небытие
Бытие-в-мире необходимо вызывает понимание себя как живущего, явившегося в мир существа.
С другой стороны, такое понимание приводит к страху небытия или несуществования. Мэй писал по
этому поводу:
«Чтобы охватить значение своего существования, человеку нужно охватить сперва тот факт, что
он может не существовать, что каждую секунду он находится награни возможного исчезновения и не
может игнорировать неизбежность смерти, наступление которой невозможно запрограммировать на
будущее» (1958а, р. 47-48).
Мэй говорил о смерти, что это «единственный не относительный, но абсолютный факт нашей
жизни, и мое сознание этого факта придает моему существованию и всему, что я делаю ежечасно,
качество абсолютности» (1958а, р. 49). Смерть это не только дорога, по которой небытие входит в
нашу жизнь, она еще и самая очевидная вещь. Жизнь становится более важной, более значительной
перед лицом возможной смерти.
Если же мы не готовы смело встретиться лицом к лицу с небытием, спокойно размышляя о
смерти, оно проявляет себя множеством других способов. Сюда входят и злоупотребление алкоголем и
|