собственным «я» (Eigenwelt).
Этот тип также универсален, потому что никто из нас не может
реализовать все свои возможности полностью. Он напоминает концепцию А. Маслоу о развитии в
человеке комплекса неудачника (Jonah complex), или боязни достичь успеха.
Подобно тревоге, чувство онтологической вины может сказываться на состоянии личности как
позитивно, так и негативно. С одной стороны, при определенных условиях она может способствовать
здоровому пониманию окружающего мира, принятию его таким, какой он есть, улучшению
взаимоотношения с людьми и творческому использованию своих способностей. С другой стороны, если
мы отказываемся признать онтологическую вину, она приобретает болезненные черты. Онтологическая
вина, как и невротическая тревога, вызывает непродуктивные или невротические симптомы, такие, как
сексуальная импотенция, депрессия, жестокость в обращении с окружающими, неспособность делать
выбор и т. д.
Интенциональность
Способность делать выбор предполагает наличие некоторой структуры, на основе которой этот
выбор производится. Структура, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и соответственно
представляем себе будущее, называется интенциональностью (intentionality)
(May, 1969 b). [Понятие
интенциональности как направленности сознания на конкретный предмет ввел в научный оборот
классик феноменологии Эдмунд Гуссерль. Психологическая трактовка этого термина, предлагаемая
Мэем, несколько изменяет его первоначальное значение, поскольку учитывает не только строго
отрефлексированные данные опыта, но и все акты бессознательной ориентации личности на объект.]
Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. Поступок подразумевает
интенциональность, так же как и интенциональность подразумевает поступок. Эти понятия
неразделимы: «В намерении заложено действие, и в любом действии присутствует намерение».
Мэй использовал термин «интенциональность» для того, чтобы перебросить мост через пропасть
между субъектом и объектом. Интенциональность это «структура, необходимая нам, субъектам по
сути, чтобы видеть и понимать окружающий мир, по сути своей объектный. В акте интенциональности
частично преодолевается разрыв между субъектом и объектом» (May, 1969b, p. 225).
В качестве иллюстрации к этому тезису Мэй обычно приводил один простой пример: человек
(субъект) сидит за письменным столом и видит перед собой лист бумаги (объект). Человек может что-
нибудь написать на этом листе, сложить из него бумажный самолетик для своего внука или нарисовать
на нем картинку. Во всех трех случаях субъект (человек) и объект (лист бумаги) одни и те же, но
действия человека различны, они зависят от его намерений и от того, какое значение он придает своему
опыту. В данном случае значение это функция свойств как самой личности (субъекта), так и
окружающей среды (объектного мира).
Интенциональность не всегда бывает осознанной полностью. Она «лежит ниже уровня
непосредственного осознания и включает в себя спонтанные, телесные элементы и другие
характеристики, называемые обычно бессознательными» (May, 1969b, p. 234).
Забота, любовь и воля
«Забота это состояние, при котором нечто имеет значение»
(May, 1969b, p. 289). Заботиться
по-настоящему значит рассматривать другого человека как действительно близкое существо,
принимать его боль, радость, сожаление или чувство вины как свои собственные. Забота это
активный процесс, противоположность апатии.
Забота и любовь не одно и то же, однако зачастую первое влечет за собой второе. Любить
значит заботиться, видеть и принимать неповторимую личность другого человека, обращать активное
внимание на его творческое развитие. Мэй определял любовь как «восхищение от присутствия другого
человека и признание его ценностей и его развития не менее важными, чем собственные ценности и
развитие собственной личности» (1953, р. 206). Когда нет заботы, не может быть и любви может
быть одна лишь пустая сентиментальность или быстро проходящее сексуальное влечение.
Забота также является источником воли. Мэй определял волю как «способность организовать
|