«предоставляет в распоряжение цивилизованной деятельности огромнейший запас сил и делает это за
счет примечательной способности изменять свою цель, практически не уменьшая при этом свою
интенсивность» (S. Freud, 1908, р. 187).
Защитные механизмы. Заключение
Защитные механизмы, описанные здесь, это приемы, с помощью которых психика
предохраняет себя от внутреннего и внешнего напряжения. Защитные механизмы позволяют избежать
реальность (вытеснение), исключить реальность (отрицание), переопределить реальность
(рационализация) или придать реальности противоположный знак (реактивное образование). Эти
механизмы помещают внутренние чувства во внешний мир (проекция), расщепляют реальность
(изоляция), способствуют уходу от реальности (регрессия) или переориентируют реальность
(сублимация). В каждом случае необходима энергия либидо, которая поддерживает механизм защиты,
косвенным образом ограничивая гибкость и силу эго.
«Все защитные приемы, выявленные на данный момент с помощью психоанализа, служат одной
цели: они помогают эго в его борьбе с инстинктивной жизнью... Во всех этих конфликтных ситуациях
эго пытается отречься от части собственного «оно»» (A. Freud, 1946, р. 73).
«Когда защита становится чрезмерной, она начинает властвовать над эго, уменьшая его гибкость
и приспособляемость. Наконец, если защитные механизмы дают сбой, у эго не остается ничего, на что
можно было бы положиться, и его охватывает тревога» (Hall, 1954, р. 96). Каждый механизм защиты
отбирает психологическую энергию у какой-то более продуктивной деятельности эго.
Дальнейшее развитие психоаналитической теории: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт и
Хайнц Кохут
[Идея и ее реализация принадлежат Уильяму Брейтеру (William Brater).]
Начиная со своего революционного появления в первой четверти XX в. психоаналитическая
традиция развивалась в нескольких направлениях. Это развитие успешно распространило теорию и
психотерапевтические приемы на психологические состояния, которые Фрейд считал не поддающимися
лечению. Для Зигмунда Фрейда основным объектом психоаналитической теории являлись внутренние
невротические конфликты, которые возникают в эдипов период, отмечаемый у ребенка в возрасте от 3
до 6 лет, а основным способом вмешательства были интерпретация и прояснение, путем психоанализа,
этих теперь неосознаваемых конфликтов. Интерпретация оказывалась эффективной частично потому,
что сами конфликты возникают, когда у ребенка начинает развиваться вербальная память. Однако в
1930-х гг. психоаналитики начали сталкиваться с пациентами, чьи трудности, по-видимому, возникали
много ранее и, следовательно, были погребены намного более глубоко в бессознательном.
Психотерапевты решили, что. такие конфликты играют определяющую роль на раннем этапе
организации психики и часто несут ответственность за более серьезные патологии, такие, как
пограничные состояния (отсутствие устойчивого ощущения «я»), нарциссические состояния
(гипертрофированное и нереальное ощущение «я») и даже психозы. В равной степени было важно и то,
что эти ранние конфликты, по-видимому, являлись причиной распространенной ситуации, при которой
нормальные люди страдали от чувства нереальности, опустошенности и потери смысла жизни
состояния, которые не удавалось снять с помощью классической техники интерпретации. В итоге
теоретические наработки, сделанные после Фрейда, и новые психотерапевтические приемы, созданные
на их основе, усовершенствовали теорию психоанализа, в результате чего современный психоаналитик
обладает инструментарием и пониманием для того, чтобы работать со всеми психическими
расстройствами, за исключением самых тяжелых.
«Задача аналитика состоит в том, чтобы довести до сознания то, что является бессознательным, к
какому бы психическому образованию оно ни принадлежало» (A. Freud, 1946, р. 30).
В настоящее время ученик, желающий познакомиться с ведущими последователями
первоначальной теории Фрейда, сталкивается с огромным корпусом литературы. Вдобавок каждый
|