Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 726 
Next page End  

бессодержательные выражения «доброе утро», «привет» и «хорошая погода, не правда ли?» Второй
слой ролевой (role), или игровой (game-playing). Это слой «как бы», где мы делаем вид, что являемся
человеком, которым нам более всего хотелось бы быть, например неизменно компетентным
руководящим работником, вечно милой молоденькой девушкой или очень важной особой.
Перлс полагал, что после того, как мы реорганизовали эти два слоя, мы достигаем тупикового
(impasse) слоя, также называемого слоем антисуществования (antiexistence) или слоем фобического ухода
(phobic avoidance). Здесь мы ощущаем пустоту, небытие. Избегая небытия, мы, как правило, прекращаем
свое осознание и возвращаемся к игровому слою. Если, однако, мы способны сохранить самосознание в
этой пустоте, то достигаем слоя смерти (death) или имплозии (implosion) (смычки). Этот слой напоминает
смерть или страх смерти, потому что в нем происходит «паралич» противоположных сил. Но если мы
сможем сохранить контакт с этой смертью, то достигаем последнего слоя — слоя эксплозии (explosion)
(взрыва). Перлс считал, что осознание этого слоя являет собой развитие подлинного человека,
истинного «я», человека, способного ощущать и выражать эмоции.
Существует четыре основных вида эксплозии, которые индивид может испытать после того, как
он прошел слой смерти. Есть эксплозия печали, которая подразумевает проживание какой-то потери или
чьей-то смерти, которые прежде не были ассимилированы. Есть эксплозия перехода в оргазм у людей
сексуально заторможенных. Может иметь место эксплозия перехода в гнев,
когда выражение этого
чувства было подавлено. И наконец, есть эксплозия перехода в то, что Перлс назвал joie de vivre, — в
веселье и смех, радость жизни.
«Имеются два пункта, являющихся для гештальта исключительно важными. Один из них состоит
в том, что вы уже знаете все, что нужно для того, чтобы вести удовлетворяющую вас, счастливую,
деятельную жизнь» (Enright, 1980, р. 17).
Основное заблуждение, сводящееся к тому, что эту энергию необходимо контролировать,
проистекает из нашего страха пустоты и небытия (третий слой). Перлсы поняли, что восточные
философские системы, в частности дзэн, могут рассказать нам многое о жизнеутверждающем,
позитивном аспекте небытия и о важности непрерывного переживания небытия. Они придерживались
мнения, что изменения нельзя вызвать насильно и что психологический рост — это естественный,
спонтанный процесс.
Для размышления. Непрерывное осознание
Это упражнение по осознанию требует большой самодисциплины, однако, как это ни
парадоксально, оно служит развитию нашей спонтанности.
Часть 1. Начните с наблюдения за своим дыханием. Ровное оно или нет? Глубокое или
поверхностное? Обратите внимание на помещение, в котором вы находитесь, на температуру,
освещение, обстановку и других людей. Просто осознавайте, секунда за секундой, что вы ощущаете, как
вы ощущаете себя. В это мгновение. И в следующее. И в следующее.
Обратите внимание на то, как протекает ваше осознание. Не отвлекаетесь ли вы на построение
планов, повторение в уме чего-то, фантазирование, воспоминания? Не оцениваете ли вы себя, вместо
того чтобы предаться чистому осознанию? Что вам напоминает осознание?
Обратите особое внимание на то, как вы срываете собственные попытки непрерывного
осознания. Не таким ли образом вы часто препятствуете полноценному контакту со своим собственным
опытом?
Часть 2. Она более трудна. Попытайтесь не терять связь с тем моментом, в который вам
захотелось уйти от непрерывного осознания. Можете ли вы почувствовать, от чего вы уходите? Не
появляется ли ситуация, которая кажется вам незаконченной?
---
Невротические механизмы
Фриц Перлс описал четыре невротических механизма, препятствующих росту. Вот они:
интроекция (introjection), конфлуэнция (confluence), ретрофлексия (retroflexion) и проекция (projection).
Интроекция (включение). Интроекция, или «проглатывание целиком», это механизм,
Hosted by uCoz