очень расстроен этим известием: «Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру. Для еврейского мальчика
из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе неслыханная карьера и доказательство того,
как он преуспел. На самом деле мир щедро его вознаградил за старания на ниве опровержения
психоанализа» (Jones, 1957, р. 208).
Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и
статей. Возможно, лучшим введением в его теорию личности является «Практика и теория
индивидуальной психологии» (1927а). Среди многих других его значительных работ, ставших
доступными благодаря переводу на английский язык, можно назвать такие, как «Невротическая
конституция» (1917а); «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»
(1917b); «Постижение человеческой природы» (1927b); «Наука жизни» (1929); «Образ жизни» (1930);
«Смысл жизни» (1931); «Социальный интерес: вызов человечеству» (1939). Последователями Адлера
было основано немало профессиональных журналов с целью распространения теоретических и
экспериментальных работ по индивидуальной психологии. Среди них «Журнал индивидуальной
психологии» (Journal of Individual Psychology), «Американский журнал индивидуальной психологии»
(American Journal of Individual Psychology) и «Международный журнал индивидуальной психологии»
(International Journal of Individual Psychology).
Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и
индивидуальной психологии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как
существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных
ориентаций в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам
стимулировало появление эго-психологии (Ansbacher, 1977). Его концепция существенной роли
социальных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах Эриха Фромма, Карен Хорни и
Гарри Стэка Салливена (Harry Stack Sullivan) всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие
социологической ориентации. Соответственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов
личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт,
Абрахам Маслоу, Ролло Мей (Rollo May), Виктор Франкл (Viktor Frankl) и Альберт Эллис (Albert Ellis).
В этой главе приведено множество примеров современного звучания очень многих концепций Адлера.
Среди них такие, как потребность в адекватной теории, чувство неполноценности и компенсаторные
усилия, недостаточность органа и психосоматика, «комплекс неполноценности» (так часто
используемая в наше время характеристика предвестник психологии соматических болезней), роль
отвержения в развитии антисоциальной личности; компетентность как признак зрелости; самооценка и
стремление к власти; концепция жизненного стиля; стресс и адаптация; порядок рождения;
самореализация и полезность для других; психическое здоровье, творчество, а также многие другие.
Прекрасное введение в теоретические концепции Адлера можно найти в работе Мэнастера и Корсини
(Manaster, Corsini, 1982).
Основные тезисы индивидуальной психологии
Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против
своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с
его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае
не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки
будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом (Ellenberger,
1970). Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался
психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим
психоаналитиком (Orgler, 1972). К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их
отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как
покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной
психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.
1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом,
составляет главную посылку адлеровской психологии (Adler, 1927a). Адлер дал своей теории название
«индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» то есть
|