Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 402 
Next page End  

отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.
Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих
отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом и, будучи
«малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только
родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители
ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами
других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше
привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с
отсутствием чувства независимости.
Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация
превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим
музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем
ребенке», как о возможном будущем революционере.
Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание
«типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у
каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он
утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем
(например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом
всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное). Интерес
Адлера к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем
попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они
могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.
Фикционный финализм
Как мы уже упоминали, по убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим
стремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и целостности
в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает
конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить
эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма идею о
том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.
Вскоре после того, как Адлер порвал с окружением Фрейда, он испытал влияние Ханса
Вайингера, выдающегося европейского философа. Вайингер в своей книге «Философия возможного»
(Vaihinger, 1911) развил идею о том, что на людей сильнее влияют их ожидания в отношении будущего,
чем реальные прошлые переживания. Он утверждал, что многие люди на протяжении всей жизни
действуют так, как если бы идеи, которыми они руководствуются, были объективно верными. В
понимании Вайингера, людей побуждает к определенному поведению не только то, что истинно, но и
то, что является таковым по их мнению. Книга Вайингера произвела на Адлера такое сильное
впечатление, что он включил некоторые его концепции в свою теорию.
Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют
направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели,
соотнесенность
которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут
выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи
помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение — просто фикция, потому что
многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другой пример
фикции, оказывающей огромное влияние на бессчетное число людей, — вера в то, что Бог вознаградит
их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь
можно считать по большому счету фикцией, поскольку не существует эмпирического или логического
доказательства его существования. Тем не менее, подобные утверждения реальны для тех, кто
принимает религиозную систему верований. Другими примерами фиктивных убеждений, способных
оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: «Честность — лучшая политика», «Все
люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».
По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной
целью. Он также полагал, что превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно
принятого решения; эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее
индивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь
Hosted by uCoz