ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни.
Психологические функции (Psychological functions). Четыре функции, входящие в структуру
личности, которые использовал Юнг для объяснения различий во взаимодействии людей с миром.
Мышление и чувство объединены как рациональные функции, поскольку они позволяют формировать
суждения о жизненном опыте. Ощущение и интуиция объединены как иррациональные функции, так
как осуществляют пассивное «схватывание» жизненного опыта.
Самость (Self). Архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда
все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуации.
Социальный интерес (Social interest). Чувство эмпатии по отношению к человечеству,
проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного
блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным
психологическим критерием психического здоровья.
Стиль жизни (Style of life). Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных
стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и
обеспечивающая постоянство этого поведения.
Стремление к превосходству (Striving for superiority). Стремление к преодолению
собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала. Адлер рассматривал его
как мощную движущую силу, лежащую в основе поведения человека.
Тень (Shadow). Архетип в теории Юнга, представляющий собой подавленную темную,
животную сторону личности человека.
Творческое «Я» (Creative self). Концепция, использованная Адлером для выражения его
убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность.
Фикционный финализм (Fictional finalism). Термин, предложенный Адлером и обозначающий,
что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными, целями, которые невозможно
ни проверить, ни подтвердить практикой.
Чувство неполноценности (Inferiority feelings). Ощущение собственной неполноценности,
неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для
борьбы за превосходство.
Эго (Ego). Термин, используемый Юнгом для обозначения всего, что мы осознаем.
Экстраверсия (Extraversion). Базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения
стиля связей человека с внешним миром. Экстраверсия характеризуется вовлеченностью и интересом к
миру людей и вещей - внешнему, по отношению к «Я».
Библиография
Adler A. (1917a). The neurotic constitution. New York: Moffat.
Adler A. (1917b). Study of organ inferiority and its psychical compensation: A contribution to clinical
medicine. S. E. Jellife, Trans. New York: Nervous and Mental Disease Publication. (Original work published,
1907.)
Adler A. (1927a). The practice and theory of individual psychology. New York: Harcourt, Brace.
Adler A. (1927b). Understanding human nature. Garden City, NY: Garden City Publishing.
Adler A. (1929). The science of living. New York: Greenberg.
Adler A. (1930). The pattern of life. New York: Holt, Rinehart and Winston.
Adler A. (1931). What life should mean to you. Boston: Little, Brown.
Adler A. (1939). Social interest: A challenge to mankind. New York: Putnam.
Adler A. (1944). Physical manifestations of psychic disturbances. Individual Psychology Bulletin, 4, 3-
8.
Adler A. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections
from his writings. H. L. & R. R. Ansbacher (Eds.). New York: Basic Books.
Adler A. (1964). Superiority and social interest: A collection of later writings. H. L. & R. R. Ansbacher
(Eds.). Evanston, IL: Northwestern University Press.
Alexander I. E. (1982). The Freud-Jung relationship -
The other side of Oedipus and counter-
transference: Some implications for psychoanalytic theory and psychotherapy. American Psychologist, 37,
1009-1018.
Ansbacher H. L. (1971). Alfred Adler and humanistic psychology. Journal of Humanistic Psychology,
|