поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как
преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост
и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на
каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный
пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации» (Erikson,
1968, р. 286).
Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и
позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт
разрешен удовлетворительно (то есть на
предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в
себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует
здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или
получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него
встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути
развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого
не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества,
которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним
конфликтам или меняющимся условиям (Erikson, 1964a). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно
разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития
более адаптивной и зрелой личностью.
Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в табл. 5-1. В
крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их
наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в
крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства, приобретаемые
благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая
стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов.
Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют
место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное
время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.
Таблица 5-1. Восемь стадий психосоциального развития
Стадия
Возраст
Психосоциальный кризис
Сильная сторона
1. Орально-сенсорная
Рождение 1
год
Базальное доверие базальное
недоверие
Надежда
2. Мышечно-анальная
13 года
Автономия стыд и сомнение
Сила воли
3. Локомоторно-генитальная
36 лет
Инициативность вина
Цель
4. Латентная
612 лет
Трудолюбие неполноценность
Компетентность
5. Подростковая
1219 лет
Эго-идентичность ролевое
смешение
Верность
6. Ранняя зрелость
2025 лет
Интимность изоляция
Любовь
7. Средняя зрелость
2664 года
Продуктивность застой
Забота
8. Поздняя зрелость
65 лет смерть
Эго-интеграция отчаяние
Мудрость
(Источник: Erikson, 1963a, р. 273.)
Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность
человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения
проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех
культурах, но очень
широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того,
Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует «решающая координация» между развитием
индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым
колесом жизненных циклов» законе согласованного развития, согласно которому развивающейся
личности общество оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом
нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений
переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его
концепции взаимозависимости.
|