того, такие понятия, как доверие, верность, психосоциальный мораторий не определены настолько
четко, чтобы можно было установить их эмпирическую состоятельность. Другая трудность обусловлена
тем обстоятельством, что валидизация теории Эриксона требует широких лонгитюдных исследований,
необходимых для оценки изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всего
жизненного цикла. Сбор лонгитюдных данных дорогостоящая и очень длительная процедура. В
результате всего этого, исследования, посвященные проверке особенностей взаимовлияния
психосоциальных стадий, проводятся в настоящее время относительно редко. Наконец, сам Эриксон не
проявлял никакого интереса к эмпирической проверке своих положений. Исследования, проводившиеся
им самим, основывались на содержательном анализе клинических случаев.
Тем не менее, некоторые концепции психосоциальной теории определенно поддаются точному
исследованию. Например, Эриксон вывел критерии психосоциального здоровья и болезненных
состояний для каждого кризисного периода, используя достаточно четко раскрытые поведенческие
характеристики, что позволяет напрямую изучать, как разрешение предшествовавшего кризиса
проявляется в текущем поведении и установках. Теория Эриксона еще и потому представляется
пригодной для эмпирической проверки, что в ней говорится о социальных индикаторах развития, в
противоположность тем теориям, в которых основное внимание уделяется интрапсихическим
процессам. Наконец, Эриксон сделал возможным строго последовательное изучение соответствующих
психосоциальных феноменов индивидуального развития, в то время как в других теориях часто
отсутствует подобный синтез проблем, обусловленных развитием. Однако до тех пор, пока тщательно
спланированные исследования не принесут удовлетворительных результатов, эмпирический статус
теории Эриксона будет оставаться неясным.
Хотя Эриксон не видел необходимости в эмпирической проверке своей теории, другие
исследователи попытались это сделать. Рассмотрим несколько примеров подобных исследований.
Исследование эго-идентичности
Как отмечалось выше, из всех психосоциальных стадий жизненного цикла Эриксон (Erikson,
1968a) уделял наибольшее внимание подростковому периоду. Сделанный нами обзор показывает, что
большинство опубликованных на сегодняшний день исследований посвящены почти исключительно
этой фазе.
Марсиа (Marcia, 1966, 1967, 1980) было проведено несколько исследований, посвященных
изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков. На основе работ
Эриксона, в них были выделены четыре самостоятельных ориентации, или статуса эго-идентичности:
1) диффузия идентичности; 2) предрешенность; 3) мораторий; 4) достижение идентичности. Эти
состояния (как показано в табл. 5-2) описаны с помощью двух самостоятельных параметров, а именно,
кризиса и такого обстоятельства, как принятие обязательств в двух основных сферах
функционирования: профессиональной деятельности и идеологии (то есть религия и политика). Термин
кризис относится к тому периоду больших усилий в жизни человека, когда он раздумывает, какую
выбрать карьеру и каким убеждениям и ценностям стоит следовать в жизни. Принятие обязательств
предполагает принятие твердых решений относительно выбора профессии и идеологии, а также
выработку целевых стратегий для реализации принятых решений. Статус эго-идентичности
индивидуума определяется на основе оценки его ответов в ходе стандартизованного интервью,
разработанного Марсиа (Marcia, 1966).
Таблица 5-2. Четыре статуса эго-идентичности, описанные Марсиа
Каждый квадрат матрицы заполняется в результате изучения кризиса и процесса принятия
обязательств с помощью полуструктурированного интервью, касающегося выбора профессии и
идеологии.
Пережит ли кризис
Да
Нет
Да
Достижение идентичности
Предрешенность
Принято ли решение
Нет
Мораторий
Диффузия идентичности
Диффузия идентичности характеризуется «отягощенностью отсутствием обязательств».
Индивидуум с диффузией идентичности может переживать или не переживать кризис, но в любом
|