работать.
Продуктивный тип характера (Productive character type). В теории Фромма целостный,
любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии
человечества.
Психоистория (Psychohistory). Тип исследования, в котором предпринимается попытка связать
важные жизненные темы индивидуума с конкретными историческими событиями и обстоятельствами.
Психосоциальный кризис (Psychosocial crisis). Критический период в жизни индивидуума,
обусловленный физиологическим созреванием и социальными требованиями; может завершиться как
позитивно, так и негативно.
Психосоциальный мораторий (Psychosocial moratorium). Период позднего подросткового
возраста, в течение которого индивидууму дается некоторая отсрочка в принятии ролей и
ответственности взрослого.
Рыночный тип характера (Marketing character type). В теории Фромма человек,
оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный
от других.
Сила воли (Willpower). Психосоциальное качество, связанное с автономией, благодаря
которому ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя.
Стыд (Shame). Чувство гнева у ребенка, направленное на себя, потому что его родители не
позволяли ему развивать свою автономию.
Трудолюбие (Industry). Соответствует школьному возрасту и отражает стремление
продвигаться вперед, приобретать новые навыки и самостоятельно выполнять задачи.
Цель (Purpose). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства инициативы, благодаря
которому у ребенка постепенно возрастает способность к целенаправленному поведению.
Эго-идентичность (Ego identity). Совокупность представлений о себе, дающих возможность
чувствовать свою уникальность и аутентичность.
Эго-интеграция (Ego integrity). Чувство завершенности на кульминационном отрезке
жизненного цикла; проявляется в осознании того, что реализовано главное дело жизни, в том числе
работа, достижения и дети.
Эго-психология (Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на
психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути понимания поведения
человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В эго-психологии скорее
эго (понимаемое как рациональность), чем ид, рассматривается в качестве фундамента человеческого
поведения и функционирования.
Эксплуатирующий тип характера (Exploitative character type). В теории Фромма человек,
который добивается от других желаемого силой или обманом.
Эпигенетический принцип (Epigenetic principle). Предположение о том, что человек в своем
развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для человечества.
Каждая стадия сопровождается кризисом, обусловленным биологическим созреванием и социальными
требованиями, предъявляемыми личности на данной стадии.
Библиография
Adams G. R., Fitch S. А. (1983). Psychological environments of university departments: Effects of
college students' identity status and ego stage development. Journal of Personality and Social Psychology, 44,
1266-1275.
Adams G. R., Ryan J. H., Hoffman J. J., Dobson W. R., Nielsen E. C. (1985). Ego identity status,
conformity behavior, and personality in late adolescence. Journal of Personality and Social Psychology, 47,
1091-1104.
Bourne E. (1978). The state of research on ego identity: A review and appraisal. I. Journal of Youth and
Adolescence, 7, 223-251.
Coles R. (1970). Erik H. Erikson: The growth of his work. Boston: Little, Brown.
Crosby F., Crosby, T. L. (1981). Psychobiography and psychohistory. In S. Long (Ed.). Handbook of
political behavior (Vol. 1). New York: Plenum.
Cross H. J., Allen J. G. (1970). Ego identity status, adjustment, and academic achievement. Journal of
Consulting and Clinical Psychology, 34, 288.
|