Navigation bar
  Print document Start Previous page
 200 of 402 
Next page End  

Заключительным этапом в факторном анализе является формулировка названия, или маркировка
факторов. Суть процесса маркировки состоит в том, чтобы как можно более точно отразить содержание
переменных, нагружающих фактор, в особенности переменной, которая имеет наибольший вес.
Название для данного фактора выбирают с учетом смыслового значения той группы взаимосвязанных
переменных, которая преимущественно нагружает этот фактор. Следует отметить, что название, данное
определенному фактору, в высшей степени субъективно и может стать предметом споров и
разногласий. Например, два психолога, изучающие один и тот же ряд факторов, могут выбрать разные
названия для каждого из них и, следовательно, прийти к разным заключениям относительно природы
изучаемых переменных. Поэтому при выборе названий факторов, или черт личности, следует проявлять
чрезвычайную аккуратность.
Итак, факторный анализ представляет собой статистический метод суммирования и упрощения
рядов переменных, при котором сравнительно большой ряд
переменных сводится к сравнительно
малому ряду измерений черт личности, или факторов. Основные этапы осуществления типичного
факторного анализа сводятся к следующему:
- сбор показателей по всем переменным на большой выборке испытуемых;
- получение интеркорреляций всех переменных;
- извлечение факторов из корреляционной матрицы;
- определение нагрузок факторов;
- интерпретация и подбор названий для факторов.
Получив вводную информацию о технике факторного анализа, рассмотрим теперь, как Кеттел и
Айзенк использовали эту процедуру для идентификации основных аспектов человеческой личности.
Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности
В отличие от многих других теоретиков Кеттел начал не с клинических наблюдений или
интуитивных представлений о природе человека. Наоборот, его подход прочно основан на
использовании точных эмпирических методов исследования. Приверженность Кеттела
конструированию научной модели поведения определялась одной ведущей целью: раскрыть (с
помощью метода факторного анализа) основные черты личности. Он полагает, так же как и Олпорт, что
личностные черты составляют ядро структуры личности, и в конечном счете они ответственны за то,
что будет делать человек в данной ситуации. Как и Олпорт, Кеттел различает общие и уникальные
черты. Однако он не разделяет точку зрения Олпорта, согласно которой черты в самом деле существуют
внутри человека. По Кеттелу, черты не имеют никакого реального нейрофизиологического статуса и как
таковые могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения.
Попытка Кеттела разработать теорию черт личности на основе сложного статистического
анализа объективных поведенческих характеристик достойна восхищения. Результатом его усилий
является, быть может, наиболее комплексная система воззрений в современной персонологии. Несмотря
на сложность теории Кеттела, его концепции необходимо серьезно изучать тем, кто посвятил себя
исследованию личности.
Биографический очерк
Рэймонд Бернард Кеттел (Raymond Bernard Cattell) родился в 1905 году в Стаффордшире,
Англия. В своей автобиографии он вспоминает, что его детские годы были счастливыми и
наполненными такими занятиями, как хождение под парусами, исследование пещер и плавание (Cattell,
1974). Однако относительное спокойствие его детства было прервано, когда Англия вступила в первую
мировую войну. Военный госпиталь находился по соседству с их домом, и девятилетний Кеттел видел
сотни раненых солдат, возвращающихся из Франции. Позднее он осознал, какой отпечаток оставили на
его собственной жизни эти переживания детских лет: «Постоянно и беззвучно в мою жизнь входило
неизменное чувство серьезности, основанное на ощущении, что вряд ли позволительно быть менее
самоотверженным, чем эти раненые солдаты, и нового чувства для мальчишки — быстротечности
человеческой жизни и необходимости совершенствования ее по мере возможности» (Cattell, 1974, р.
63).
<Рэймонд Б. Кеттел (род. 1905).>
Hosted by uCoz