E
Доминантностьподчиненность
Уверенный,
конкурирующий,
упрямый
Застенчивый,
скромный, покорный
F
Рассудительностьбеспечность
Серьезный, молчаливый
Беззаботный, полный
энтузиазма
G
Сознательностьбезответственность
Ответственный,
моралистический,
стоический
Пренебрегающий
правилами, нерадивый,
непостоянный
H
Смелостьробость
Предприимчивый,
раскованный
Неуверенный,
замкнутый
I
Жесткостьмягкость
Опирающийся на свои
силы, независимый
Цепляющийся за
других, зависимый
L
Доверчивостьподозрительность
Принимающий условия
Упорный на грани
глупости
M
Мечтательностьпрактичность
Творческий,
артистичный
Консервативный,
приземленный
N
Дипломатичность
прямолинейность
Социально опытный,
сообразительный
Социально неуклюжий,
непретенциозный
O
Склонность к опасениям Беспокойный,
спокойствие
озабоченный
Спокойный,
самодовольный
Q1
Радикализмконсерватизм
Вольнодумно
либеральный
Уважающий
традиционные идеи
Q2
Самодостаточностьконформизм
Предпочитающий
собственные решения
Беспрекословно
следующий за другими
Q3
Недисциплинированность
контролируемость
Следующий
собственным
побуждениям
Пунктуальный
Q4
Расслабленностьнапряженность
Сдержанный, спокойный
Переутомленный,
возбужденный
(Источник: адаптировано из Cattell, 1965.)
Конституциональные чертычерты, сформированные окружающей средой. Согласно
Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа в зависимости от их источника.
Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума.
Например, выздоровление от пристрастия к кокаину может быть причиной внезапной
раздражительности, подавленности и беспокойства. Кеттел мог бы утверждать, что подобное поведение
является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные
исходные черты.
Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном
и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в
процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Поэтому человек,
выросший на ферме Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в городских
трущобах.
Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в свою очередь, могут
быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности
как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект,
музыкальные способности, зрительно-моторная координация вот некоторые примеры способностей.
Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения.
Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут
реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как
конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец,
динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты,
активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть
охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении
материальных благ.
|