Navigation bar
  Print document Start Previous page
 242 of 402 
Next page End  

то факторы, подтолкнувшие его к развитию теории поведения человека? Может ли скиннеровское
собственное поведение построения теории быть объяснено в терминах подкрепления? Каким образом?
2. Назовите некоторые из основных различий между респондентным и оперантным поведением.
Что Скиннер подразумевал под термином оперант при рассмотрении научения?
3. Теперь, когда вы познакомились с режимами подкрепления, можете вы определить, как эти
различные режимы действуют в вашей собственной жизни? Дайте примеры того, как каждый из
режимов подкрепления — с постоянным соотношением, с постоянным интервалом, с переменным
соотношением и с переменным интервалом — воздействует на различные аспекты вашего поведения.
4. Приведите примеры, иллюстрирующие, как различается позитивное и негативное наказание.
Почему Скиннер выступал против использования наказания как средства устранения нежелательного
поведения? Можете вы придумать какие-то обстоятельства, в которых наказание эффективно помогло
бы человеку избавиться от неадаптивного поведения?
5. Как Скиннер объяснял процесс приобретения способности говорить на родном языке?
6. В какой мере вы согласны с основными положениями Скиннера о природе человека — его
основным представлением о человеке? Если в основном вы согласны, расскажите, каким образом ваши
взгляды сказываются на вашей личности, поведении и отношении к жизни.
7. Какие из методик используются в обучении навыкам общения? Как обучение навыкам
общения использует принципы оперантного научения, чтобы помощь людям функционировать более
успешно в социальной среде?
8. Опишите возможный способ применения биологической обратной связи для лечения
гипертензии. Как биологическая обратная связь отражает принципы оперантного научения?
9. В чем взгляд Скиннера на человеческую природу отличается от взглядов других теоретиков,
упомянутых в этой книге ранее?
Глоссарий
Безусловная реакция (Unconditioned response). Невыученная реакция, которая автоматически
следует за безусловным стимулом.
Биологическая обратная связь (Biofeedback). Тип бихевиоральной терапий, в которой клиент
учится контролировать некоторые функции своего организма (например, артериальное давление) при
помощи специального оборудования, которое обеспечивает информацию о внутренних процессах тела.
Бихевиоральная терапия (Behavior therapy). Набор терапевтических методик для изменения
плохо адаптированного или нездорового поведения посредством применения принципов оперантного
научения.
Вторичное подкрепление (Secondary reinforcement). Любой стимул, приобретающий
подкрепляющие свойства посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением в прошлом
научающем опыте организма; также известно как условное подкрепление.
Классическое обусловливание (Classical conditioning). Тип научения, впервые описанный И.
П. Павловым, в котором первоначально нейтральный стимул идет в паре со стимулом, естественно
вызывающим реакцию, и постепенно приобретает способность вызывать ту же реакцию. Например,
ребенок слышит сердитый голос вместе со шлепком и соответственно реагирует на сердитый голос
страхом.
Наказание (Punishment). Предъявление аверсивных стимулов, следующее за нежелательным
поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения.
Негативное наказание (Negative punishment). Устранение приятного стимула, следующее за
нежелательным поведением.
Негативное подкрепление (Negative reinforcement). Подкрепление, состоящее в устранении
неприятного стимула после получения желательной реакции.
Непрерывное подкрепление (Continuous reinforcement). Режим подкрепления, при котором
подкрепляется каждый случай желательной или правильной реакции.
Обучение навыкам общения (Social skills training). Методика бихевиоральной терапии,
разработанная для улучшения межличностных навыков клиента в интеракциях реальной жизни.
Оперантное научение (Operant conditioning). Форма научения, в которой правильная реакция
или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной; также называется
инструментальным научением.
Hosted by uCoz