Navigation bar
  Print document Start Previous page
 246 of 402 
Next page End  

Psychologist, 42, 780-786.
Watson D. L., Tharp R. G. (1989). Self-directed behavior: Self-modification for personal adjustment.
Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и
Джулиан Роттер
Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на
психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения, описанные в главе
7, предоставляют мощный инструмент для объяснения того, как формы поведения приобретаются,
сохраняются и модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида. В последние
десятилетия, однако, персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека
регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания,
самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в
различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное
направление.
Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах двух
выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. Теория каждого из них
значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет строгую научную и
экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.
Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах
непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это
означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия — это взаимозависимые
детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в
создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их
каждодневных транзакциях. Эта точка зрения крайне отличается от подхода Скиннера, который
ограничивает объяснение поведения человека до двухфакторной односторонней модели, в которой
внешние события служат единственной причиной поведения. В отличие от Скиннера, который почти
всегда рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает основной акцент на роли
научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее
отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в
основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.
«Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им
расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования.
Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при
наблюдении за поведением людей и его результатами» (Bandura, 1989а, р. 14-15).
Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во
всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в
его концепции самоэффективности — положения о том, что человек может научиться контролировать
события, влияющие на его жизнь. Большая часть этой главы посвящена социально-когнитивному
направлению, разрабатываемому Бандурой.
Джулиан Роттер — другой персонолог, который подчеркивал роль социальных и познавательных
переменных в понимании личности. Как и Бандура, он полагает, что люди — активные участники
событий, влияющих на их жизнь. Специфический аспект работы Роттера, который привлекает особое
внимание — концепция локуса контроля. Другие важные концепции его теории социального научения
(например, потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическая ситуация) будут
кратко обсуждены позже. А теперь обратимся к биографии Альберта Бандуры.
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности
Биографический очерк
Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в
1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и среднюю
Hosted by uCoz