Psychologist, 42, 780-786.
Watson D. L., Tharp R. G. (1989). Self-directed behavior: Self-modification for personal adjustment.
Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и
Джулиан Роттер
Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на
психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения, описанные в главе
7, предоставляют мощный инструмент для объяснения того, как формы поведения приобретаются,
сохраняются и модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида. В последние
десятилетия, однако, персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека
регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания,
самовосприятие) и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в
различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное
направление.
Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах двух
выдающихся персонологов Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. Теория каждого из них
значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет строгую научную и
экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.
Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах
непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это
означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия это взаимозависимые
детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в
создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их
каждодневных транзакциях. Эта точка зрения крайне отличается от подхода Скиннера, который
ограничивает объяснение поведения человека до двухфакторной односторонней модели, в которой
внешние события служат единственной причиной поведения. В отличие от Скиннера, который почти
всегда рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает основной акцент на роли
научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее
отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в
основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.
«Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им
расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования.
Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при
наблюдении за поведением людей и его результатами» (Bandura, 1989а, р. 14-15).
Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во
всех аспектах функционирования человека мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в
его концепции самоэффективности положения о том, что человек может научиться контролировать
события, влияющие на его жизнь. Большая часть этой главы посвящена социально-когнитивному
направлению, разрабатываемому Бандурой.
Джулиан Роттер другой персонолог, который подчеркивал роль социальных и познавательных
переменных в понимании личности. Как и Бандура, он полагает, что люди активные участники
событий, влияющих на их жизнь. Специфический аспект работы Роттера, который привлекает особое
внимание концепция локуса контроля. Другие важные концепции его теории социального научения
(например, потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическая ситуация) будут
кратко обсуждены позже. А теперь обратимся к биографии Альберта Бандуры.
Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности
Биографический очерк
Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в
1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и среднюю
|