Navigation bar
  Print document Start Previous page
 258 of 402 
Next page End  

эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов.
Попросту говоря, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи
порождают низкие ожидания. Эстрадный артист, которого вдруг обуял страх перед выступлением,
может сказать себе, что он уже выступал много раз без каких-либо происшествий и конечно сумеет
сделать это опять. С другой стороны, люди, страдающие от неуверенности в своей способности
выступать перед аудиторией из-за неудачи в прошлом, могут прийти к заключению, что им это просто
не дано. Конечно, если человеку с низкой самоэффективностью дать какой-то стимул сделать то, чего
он боится, самоэффективность будет усиливаться.
2. Косвенный опыт. Хотя и не столь действенный, как фактическое поведение, косвенный опыт
также может быть источником высокой самоэффективности. То
есть наблюдение за другими людьми,
успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и
уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться. Студенты, которые боятся
задавать вопросы в большом классе, могут, например, изменить прогноз эффективности с «я не могу
сделать это» на «возможно, я смогу», если они были свидетелями того, как их товарищи задавали
вопросы без катастрофических последствий для себя. В то же время, если человек наблюдает за тем, как
другие столь же компетентные люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки,
это, по всей вероятности, ухудшит его прогноз собственной способности выполнить подобные
действия.
3.
Вербальное убеждение. Эффективность может также быть достигнута или изменена через
убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели.
Возьмем мать, которая уверяет дочь, что она может справиться с трудным предметом в школе.
Вербальная поддержка не просто помогает дочери поверить, что ей по силам «сделать это», но и может
способствовать развитию навыков учения и концентрации усилий, ведущих к конечному успеху.
Конечно, такая уверенность может с легкостью исчезнуть, если фактические успехи в освоении
трудного предмета не соответствуют ожидаемому результату. Более того, вербальное воздействие на
ребенка, который пытается добиться какого-то результата, должно быть в рамках его реальных
возможностей и способностей. Если не следовать этому правилу, то попытка помочь, возможно,
напротив, подорвет веру в родителя и оставит ребенка с пониженным прогнозом эффективности.
Бандура выдвигает гипотезу о том, что сила вербального убеждения ограничивается осознаваемым
статусом и авторитетом убеждающего. Терапевт может убедить чересчур полного пациента поменьше
есть и побольше заниматься физическими упражнениями; но тот же самый терапевт вряд ли сможет
убедить клиента в том, что тот способен влезть на Эверест.
4.
Эмоциональный подъем. И наконец, так как люди сверяют уровень эффективности с
уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, любой
способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности. Человек, испытывающий
неуверенность при общении с женщинами, может почувствовать, как его сердце начинает ускоренно
биться и ладони становятся мокрыми, когда он звонит женщине, назначая ей свидание. Если он относит
эти физиологические реакции к тревоге, он может решить, что слишком нервничает, чтобы вынести все
это. Если, однако, он замечает, что вполне спокоен, набирая номер, то может решить, что он более
эффективен, чем полагал. Как видно из данного примера, люди с большей вероятностью добиваются
успеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны.
Основные положения Бандуры относительно природы человека
В терминах основных теоретических позиций, принятых в психологии, Бандуру часто
изображают как «умеренного бихевиориста». Все же его социально-когнитивная теория предлагает
другое представление о человеке, чем у Скиннера (Skinner, 1989). Одним из признаков этого различия
является то, что Бандура особо подчеркивает обоюдное взаимодействие событий окружения, поведения
и личностных факторов, особенно познавательных процессов. Но наиболее существенное отличие
взглядов Бандуры от других направлений бихевиористской теории (особенно скиннеровского) можно
понять, рассматривая его позицию по основным положениями о природе человека (рис. 8-2).
Сильная
Умерен-
ная
Слабая
Средняя
Слабая
Умерен-
ная
Сильная
Свобода
+
Детерми
Hosted by uCoz