структуры и процессов научения, при помощи которых факторы окружения влияют на поведение. По
шкале конституционализмаинвайронментализма теория Бандуры склоняется к инвайронментализму.
Все же в социально-когнитивных терминах окружение не обладает тем безусловным и автоматическим
контролем над поведением, каким оно наделено в теории Скиннера. Пожалуй, в соответствии с
доктриной Бандуры о взаимном детерминизме, люди воздействуют на окружение в той же мере, в какой
окружение действует на них (Bandura, 1989b). Через процессы саморегулирования и познания
воздействие окружения значительно опосредуется, так как существует постоянное взаимодействие
между факторами поведенческими, когнитивными и окружения. В то же время Бандура наделяет
окружение значительными потенциальными возможностями для формирования и модификации
поведения человека, хотя оно не рассматривается как единственная или автоматическая причина
поведения. Из рассуждений Бандуры ясно, что инвайронментализм является все-таки преобладающим
положением в социально-когнитивной теории. Более того, именно специфическая связь рационализма и
инвайронментализма, лежащая в основе позиции Бандуры, в большой мере ответственна за уникальную
познавательную ориентацию социально-когнитивной теории, благодаря которой она выделяется на
историческом фоне бихевиористской традиции в психологии.
Изменяемостьнеизменность. Рассуждая логически, персонолог, чьей основной теоретической
концепцией является моделирование, непременно должен быть привержен положению изменяемости. В
конце концов, вся концепция моделирования ориентирована на то, как люди учатся и как они
приобретают и меняют свое поведение. В теории Бандуры люди, становясь более зрелыми,
приобретают значительно больше возможностей изменять поведение с помощью самоподкрепления и
организации окружения так, чтобы получить больше позитивных подкреплений. Итак, люди
регулируют внешние стимулы для желаемого поведения, они оценивают свое поведение, и эти оценки
сами по себя служат подкрепляющими факторами (Bandura, 1989b).
Не сосредоточиваясь на внутренних переменных, которые сохраняются и характеризуют
поведение индивида во времени, Бандура обращает пристальное внимание на процессы, управляющие
изменением поведения. Следовательно, подразумевается строгая приверженность положению
изменяемости. Это одно из положений, которое Бандура разделяет с другими теоретиками,
подчеркивающими роль научения неважно, исповедуют они бихевиористские взгляды или нет.
Субъективностьобъективность. Непрерывное взаимодействие между человеком и
окружением, как это подчеркивается в концепции Бандуры об обоюдном детерминизме, отражает
смешение положений субъективности и объективности. Положение субъективности можно усмотреть в
том, что люди не механически подвергаются объективным воздействиям окружения. Скорее эти
воздействия опосредуются влиянием личностных и, возможно, субъективных внутренних факторов (то
есть когнитивных структур) до того, как они каким-то образом изменят поведение. Другое указание на
субъективность можно найти в концепции Бандуры о самооценочных стандартах, так как эти стандарты
у людей варьируют, и два человека могут по-разному воспринять объективно идентичные ситуации и
отреагировать на них. Таким образом, Бандура признает роль личного опыта в деятельности человека.
Но никоим образом Бандура не вторгается в субъективный мир человека с позиций
феноменолога; он идет осторожно, как подобает обновленному бихевиористу, заглядывая в глубины
неисследованных и, возможно, научно неприемлемых джунглей субъективного опыта. Где только
можно, он предпринимает максимальные усилия, чтобы связать все внутренние психические структуры
с объективными наблюдаемыми параметрами. В конце концов, поскольку люди в социально-
когнитивной теории влияют на окружение, нельзя пренебречь и тем, что окружение (объективные
факторы) также воздействует на поведение человека. Таким образом, оказывается, что субъективность и
объективность занимают одинаковое положение в социально-когнитивной теории.
Проактивностьреактивность. Человек в социально-когнитивной теории постоянно реагирует
на внешние влияния, но реагирует проактивно!
Чтобы понять этот очевидный парадокс, рассмотрим
следующее утверждение Бандуры.
Теории, которые стремятся объяснить поведение человека только как продукт внешнего
воздействия или как остаточную информацию прошлого стимула, дают усеченный образ природы
человека. Люди обладают способностью самоуправления, что позволяет им контролировать свои
мысли, чувства и действия с помощью ожидаемых результатов. Следовательно, психосоциальное
функционирование регулируется взаимодействием своих собственных и внешних источников
воздействия (Bandura, 1989, р. 1179).
В сущности это утверждение иллюстрирует доктрину Бандуры о взаимном детерминизме,
отражающую в равной степени положения проактивности и реактивности.
|